Консультация для воспитателей «Математика в жизни детей»

Лидия Новоселова
Консультация для воспитателей «Математика в жизни детей»

Эмоциональное общение взрослого с детьми (взгляды, жесты, мимика) - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.

Познавательная деятельность организуется также с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка. Ни знания, ни учебная деятельность не являются целью обучения. Конечной целью, как отмечал известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Немаловажно также дать ребенку уверенность, что он способен постичь математику.

В дошкольные годы у ребенка создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение.

Взрослые должны не подавать, а поддерживать, не сковывать, а направлять в проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Организация поисковой деятельности. Нередко в семье взрослые не позволяют детям «изучать» свойства предметов, «экспериментировать» так как боятся, что они замочат рукава рубашки, испачкают стены или стол, насорят, разобьют что-то, обрежутся и т. д. Все эти опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.

Необходимо и дома, и в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо математических понятий. Например, сравнение объемов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел (мука, сахарный песок, соль, крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели, подготовке обоев для ремонта, раскрое материала и т. п.

Выполнение некоторых заданий и решение проблемных ситуаций требуют коллективного обсуждения. Тогда целесообразно объединить детей в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет каждому конкретизировать знания и умения, контролировать способы выполнения и размышления не только своей деятельности, но и деятельности партнеров, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимоконтроль.

Знания, данные в занимательной форме, усваивания детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Хорошо, если равноправными партнерами по игре становятся родителя или другие близкие взрослые. Ребенок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.

Взрослые подчас забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить еще.

Считалки и стихи используются в различных ситуациях: они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразно; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности.

Загадки используются, в зависимости от целей познавательного общения, на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. Взрослый проводит детей к размышлению над загадкой, руководит и направляет поисковую деятельность, наталкивает на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа. Вот лишь некоторые из загадок, которые целесообразно использовать.

Пять котят да мама-кошка. Сколько кошек на окошке?

Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках. (Горох)

На десть братцев двух шуб хватит. (Перчатки, варежки)

В качестве загадок используется также фрагменты произведений К. Чуковского, А, Барто, С. Маршака, С. Михалкова. В. Берестова и др. например:

Шел Кондрат

В Ленинград.

А навстречу - двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке - кошка.

У каждой кошки - двенадцать котят,

У каждого котенка

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»

(Глупый, глупый Кондрат!

Он один и шагал в Ленинград.

А ребята с лукошками,

С мышками и кошками

Шли навстречу ему -

В Кострому.)

В результате математического образования дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и в большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображениях.

В реке плавали пять уток. Они увидели мелких рыбок и нырнули в глубину.

Сколько уток плавают в реке? (Пять уток, только они нырнули в глубину.)

У Славы одна сестра и два брата. У Тани две сестры и один брат.

Сколько детей в каждой семье? (По четыре ребенка.)

Воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания математики, потребность стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели, а также не бояться ошибок.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в 1 младшей группе на год Сетябрь1. Консультация "В группу поступил новый ребенок" 2. Знакомство с условиями жизни детей в семье. 3. Ознакомление родителей с условиями.

План работы с родителями в разновозрастной дошкольной группе детей 5–7 лет Работа с родителями в разновозрастной дошкольной группе 5-7 лет МДОУ «Детский сад с. Михайловка» Воспитатели: Чернова Е. В. Осипова С. А.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Математика в жизни детей»
Опубликовано: 12 октября 2013 в 19:41
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...