Консультация для воспитателей «Математика в жизни детей»

Лидия Новоселова
Консультация для воспитателей «Математика в жизни детей»

Эмоциональное общение взрослого с детьми (взгляды, жесты, мимика) - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.

Познавательная деятельность организуется также с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка. Ни знания, ни учебная деятельность не являются целью обучения. Конечной целью, как отмечал известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Немаловажно также дать ребенку уверенность, что он способен постичь математику.

В дошкольные годы у ребенка создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение.

Взрослые должны не подавать, а поддерживать, не сковывать, а направлять в проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Организация поисковой деятельности. Нередко в семье взрослые не позволяют детям «изучать» свойства предметов, «экспериментировать» так как боятся, что они замочат рукава рубашки, испачкают стены или стол, насорят, разобьют что-то, обрежутся и т. д. Все эти опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.

Необходимо и дома, и в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо математических понятий. Например, сравнение объемов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел (мука, сахарный песок, соль, крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели, подготовке обоев для ремонта, раскрое материала и т. п.

Выполнение некоторых заданий и решение проблемных ситуаций требуют коллективного обсуждения. Тогда целесообразно объединить детей в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет каждому конкретизировать знания и умения, контролировать способы выполнения и размышления не только своей деятельности, но и деятельности партнеров, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимоконтроль.

Знания, данные в занимательной форме, усваивания детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Хорошо, если равноправными партнерами по игре становятся родителя или другие близкие взрослые. Ребенок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.

Взрослые подчас забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить еще.

Считалки и стихи используются в различных ситуациях: они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразно; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности.

Загадки используются, в зависимости от целей познавательного общения, на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. Взрослый проводит детей к размышлению над загадкой, руководит и направляет поисковую деятельность, наталкивает на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа. Вот лишь некоторые из загадок, которые целесообразно использовать.

Пять котят да мама-кошка. Сколько кошек на окошке?

Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках. (Горох)

На десть братцев двух шуб хватит. (Перчатки, варежки)

В качестве загадок используется также фрагменты произведений К. Чуковского, А, Барто, С. Маршака, С. Михалкова. В. Берестова и др. например:

Шел Кондрат

В Ленинград.

А навстречу - двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке - кошка.

У каждой кошки - двенадцать котят,

У каждого котенка

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»

(Глупый, глупый Кондрат!

Он один и шагал в Ленинград.

А ребята с лукошками,

С мышками и кошками

Шли навстречу ему -

В Кострому.)

В результате математического образования дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и в большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображениях.

В реке плавали пять уток. Они увидели мелких рыбок и нырнули в глубину.

Сколько уток плавают в реке? (Пять уток, только они нырнули в глубину.)

У Славы одна сестра и два брата. У Тани две сестры и один брат.

Сколько детей в каждой семье? (По четыре ребенка.)

Воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания математики, потребность стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели, а также не бояться ошибок.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в 1 младшей группе на год Сетябрь1. Консультация "В группу поступил новый ребенок" 2. Знакомство с условиями жизни детей в семье. 3. Ознакомление родителей с условиями.

План работы с родителями в разновозрастной дошкольной группе детей 5–7 лет Работа с родителями в разновозрастной дошкольной группе 5-7 лет МДОУ «Детский сад с. Михайловка» Воспитатели: Чернова Е. В. Осипова С. А.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Математика в жизни детей»
Опубликовано: 12 октября 2013 в 19:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...