Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение

ИСКАНДЕРОВА АНЖЕЛИКА ИЛЬДАРОВНА
Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение

Культуру России, Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского и татарского народов, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно по этому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает лишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, нацеленность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно- прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличии от детского творчества, в народном искусстве, это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, татарского орнамента, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи и т. д.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

Народное искусство, включая всего виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народное музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становиться речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например, «добрый молодец», «красна девица» и т. д.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные. Музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о доброте и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Публикации по теме:

Погружение в старину через разные виды деятельностиПогружение в старину через разные виды деятельности Наш детский сад старается создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,формирует основы базовой.

Родительское собрание-занятие с детьми «Диво дивное, чудо чудное»Родительское собрание-занятие с детьми «Диво дивное, чудо чудное» Родительское собрание "Диво дивное, чудо чудное". Цель: Формирование у детей представления о народном искусстве в детском саду. Культуру.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 15:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...