Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение

ИСКАНДЕРОВА АНЖЕЛИКА ИЛЬДАРОВНА
Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение

Культуру России, Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского и татарского народов, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно по этому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает лишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, нацеленность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно- прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличии от детского творчества, в народном искусстве, это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, татарского орнамента, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи и т. д.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

Народное искусство, включая всего виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народное музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становиться речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например, «добрый молодец», «красна девица» и т. д.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные. Музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о доброте и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Публикации по теме:

Погружение в старину через разные виды деятельностиПогружение в старину через разные виды деятельности Наш детский сад старается создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,формирует основы базовой.

Родительское собрание-занятие с детьми «Диво дивное, чудо чудное»Родительское собрание-занятие с детьми «Диво дивное, чудо чудное» Родительское собрание "Диво дивное, чудо чудное". Цель: Формирование у детей представления о народном искусстве в детском саду. Культуру.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Сюжетные картинки
  • Этикет
Автор публикации:
Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 15:55
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Поздравления папам с 23 февраля».
Ко Дню защитника Отечества. Как и все дети и взрослые в нашей стране, мы конечно очень ответственно готовимся к празднику День защитников Отечества....
«Волшебные цветы» (фотоотчёт)
Уважаемые коллеги! Логопедическая группа №3 приглашает Вас, в сказку весны. Удивительное дело – зимой человек радуется белому одеянию земли, пушистым...
Час двигательного творчества «Секрет здоровья» в группе компенсирующей направленности...
Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии. Задачи: - Совершенствовать навыки...
Мастер-класс для педагогов «Сделаем планету чистой!»
2017 год был объявлен годом экологии. В нашем детском саду проходит методическая неделя, посвященная экологическому воспитанию. Педагог нашего детского сада...
Выставка народной куклы.
На Руси во что играют в доме или на подворье? Там, где люди обитают в мире русского раздолья. Как давно, так и недавно на груди земли бескрайней - Детям...