Консультация для воспитателей на семинаре на тему «Последовательность работы с картиной в детском саду» (часть 1)

Лариса Слободян
Консультация для воспитателей на семинаре на тему «Последовательность работы с картиной в детском саду» (часть 1)

Часть 2

Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребёнок проявляет большой интерес к картине. Когда мы показываем детям красочную картину с простым понятным содержанием, то даже застенчивые, молчаливые дети вступают в разговор. Картина вызывает активную работу мышления, памяти, речи. Рассматривая картину, ребёнок называет то, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта, рассказывает об этом. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания: следовательно, картина используется как пособие в обучении детей разговорной речи и рассказыванию.

С помощью картины воспитатель расширяет представления детей об окружающем, знакомит с тем, чего они в данный момент не могут видеть, уточняет то, что дети недостаточно знают. Так, например, с помощью картины можно познакомить детей с природными явлениями (северное сияние, шторм на море, извержение вулкана, звездопад и т. д., которых нет там, где живут наши дети: по картинам дети составляют первые представления о диких животных и т. д.

С какой бы целью воспитатель ни обращался к картине, он должен помнить, что картина оставляет значительный след в сознании детей она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства. В зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие друзьям и т. д.

Какие же задачи стоят перед воспитателем на занятиях с использованием картин?

Научить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;

Воспитывать чувства у детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;

Расширять словарный запас детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть и описывать изображенное художником.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста ещё не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому воспитатель учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. В беседе по картинам вопросы воспитателя – основной приём обучения.

Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой, показывая при этом указкой описываемое место. Для того, чтобы дети лучше поняли содержание картины, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой использует личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине. С помощью вопросов воспитатель переключает внимание детей на картину. (Кого вы видите на картине, Что несёт в руке девочка, и т. д.) Задавая вопросы, обобщая детские ответы, воспитатель не только синтезирует детские впечатления, но и усиливает воздействие картины на малышей.

В младшей группе особенно важно использовать игровые приемы, например, «Расскажи кукле», «Что мы расскажем кошечке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, кошечке и т. д. Можно связать её рассказывание с показом игрушки (такой же котёнок, петушок). Это можно сделать в виде инсценировки.

Наряду с основными приёмами-вопросами, можно выделить следующие характерные особенности непосредственно образовательной деятельности по картине с детьми младших групп:

А) чередование хоровых и индивидуальных ответов;

Б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приёмов;

В) использование художественного слова.

НОД завершается обобщенным рассказом воспитателя.

В младшей группе мы используем картины из серии «Мы играем», «Наша Таня», «Картины для развития речи второго и третьего года жизни».

В средней группе используются картины те же, что и в младших группах и добавляется серия Веретенникова «Домашние животные». Цель здесь остаётся прежней – учить детей описывать изображенное на картине. Однако уже расширяется объём связных высказываний, формируются навыки самостоятельного описания картины. Рассказывание по картине в средней группе проводится по вопросам и образцу воспитателя. Вопросы должны быть сформированы так, чтобы, отвечая на него, ребёнок учился строить развернутые, связанные высказывания, а не ограничиваться одним - двумя словами. Итак, какие основные этапы такой деятельности, разберем их на примере картины «Кошка с котятами»:

а) вводное слово воспитателя,

б) вопросы по картине,

в) рассказ воспитателя о кошке, описание детьми кошки с помощью воспитателя,

г) рассказ воспитателя об одном котенке.

д) о других котятах рассказывают дети, опираясь на рассказ – образец воспитателя,

е) дети слушают обобщенный рассказ воспитателя по картине.

В старшей группе, когда активность детей возрастает, а речь совершенствуется, проявляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картине.

Здесь воспитатель ставит перед собой цели:

воспитать у детей интерес к составлению рассказов по картине,

учить правильно понимать её содержание,

формировать умение связно, последовательно описывать изображение,

расширять словарный запас, учить грамматически правильно строить речь.

Вначале проводится подготовка детей к восприятию картины, т. е. вводное слово воспитателя. Проводиться оно может по-разному:

детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлению (о времени года, почему мы не слышим пения птиц и т. д.). Дав детям высказаться, педагог говорит, что ответы на все эти вопросы может дать картина, которую она сейчас покажет им.

дети слушают музыку (например, перед знакомством с зимним пейзажем – «Зимние грозы» Вивальди).

воспитатель читает небольшое поэтическое произведение о зимней природе, загадку.

Затем воспитатель проводит краткую беседу, касающуюся основных моментов сюжета. В конце беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шарик).Здесь он применяет различные методические приемы, учитывая речевые умения детей. В начале года воспитатель может применить приём совместных речевых действий – он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют дети.

Можно рассказывание по картине провести в виде вопросов и указаний. Нацеливая детей на составление рассказов, воспитатель говорит: «Подробно расскажите о том –то и том-то». В старшей группе воспитателем дается план для составления рассказов по картине. Рассказы детей становятся намного лучше, если воспитатель сообщает им название картины (при условии, что оно точно отражает замысел художника). Работа над названием картины может включать 2 типа непосредственно образовательной деятельности:

а) придумать название к картине, по возможности точно отражающее её тему, сопоставив его с авторским,

б) выбрать название картины из нескольких вариантов, предложенных воспитателем «Зайцы на лесной полянке», «Гость», «Вот тебе и обед» - это к картине «Зайцы». Задания второго типа используются в практике довольно редко. Однако же в тех же случаях ввести ребёнка в мир изображаемого, при этом полезны уточняющие вопросы (почему вы считаете, что картину правильнее назвать «Гость»? Что за гость? К кому он пришёл).

В практике работы с дошкольниками, особенно с младшими детьми распространенным приёмом является давать имена персонажам. Однако этот приём значительно обедняет высказывания детей. Целесообразнее учить детей высказываться о персонажах так. Чтобы слушатели его сразу узнали (У мальчика в чёрной меховой шубке перевернулись санки).

Публикации по теме:

«Мои статьи на maaam». .

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1)Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс "Дары осени". В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Зима
  • Лето
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на семинаре на тему «Последовательность работы с картиной в детском саду» (часть 1)
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 23:09
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...