Консультация для воспитателей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Семья, ребёнок, детский сад»

Татьяна Сидоренко
Консультация для воспитателей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Семья, ребёнок, детский сад»

Автор: Сидоренко Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14 «Чебурашка», г. Воркута, Республика Коми.

Давление взрослого подавляет активность, превращая ребёнка в автоматического исполнителя чужой воли.

Страхом перед наказаниями нельзя научить ребёнка владеть собой.

Приказами, наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением.

Произвольность – важнейшее качество личности, которое только и может обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается совсем другим путём. Только речевое общение, включённое в деятельность ребёнка и отражающее его интересы, может стать средством осознания себя и дать «точку опоры» для управления собой.

Проблемы адаптации детей второго – третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. Для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определённых стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой стороны – насыщенность жизни ребёнка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.

Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение, должны быть налажены контакты между воспитателями и родителями.

Для этого я хотела бы предложить 3 блока вопросов для родителей.

Первый блок. Поведение.

1. Преобладающее настроение вашего ребёнка (бодрое, уравновешенное, раздражительное, неустойчивое, подавленное).

2. Характер засыпания (быстро, в течение 10 минут, очень медленное, медленное).

3. Характер сна (спокойный, неспокойный).

4. Аппетит вашего ребёнка (хороший, избирательный, неустойчивый, плохой).

5. Отношение ребёнка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное).

6. Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, ходит мокрый).

7. Нежелательные для этого возраста привычки (сосёт палец или пустышку; раскачивается, когда стоит или сидит).

Второй блок. Нервно-психическое развитие.

Уровень нервно-психического развития, определяется методом диагностики.

Третий блок. Личность.

1. Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.

Родители отвечают на вопросы:

- проявляет ли ребёнок интерес к игрушкам, предметам дома в новой, незнакомой обстановке;

- интересуется ли действиями взрослого;

- внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив.

2. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми.

3. Инициативность во взаимоотношениях с детьми.

4. Инициативность в игровой деятельности (играет самостоятельно или с помощью взрослого).

5. Самостоятельность в развитии культурно-гигиенических навыков.

6. Всегда ли ребёнок доводит начатое дело до конца.

Анализируя ответы родителей и используя метод диагностики, я делаю прогноз адаптации ребёнка к новым условиям жизни, определяю возможные проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, даю родителям рекомендации по подготовке детей.

Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребёнком своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его поведения и развития.

Поэтому нужно наладить хороший контакт с родителями и все проблемы в период адаптации решать вместе.

Но, всё же главная роль возлагается на воспитателя. Именно он должен открыть детям увлекательность общения с другими ребятами, которое может стать одним из главных притягательных моментов пребывания в детском саду. Главное, что может сделать взрослый, чтобы ребёнку было хорошо в детском саду – это научить его играть вместе с другими. Однако вводить ребёнка в мир сверстников нужно осторожно, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Например, предложить поиграть в малоподвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила, которые исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. Особенность предлагаемых игр - добровольность участия детей. Можно начать игру с небольшой группой детей, остальные по желанию войдут в игру сами и станут её участниками. Предлагаются игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Карусели», «Дудочка», «Зайка беленький сидит», «Подарки», «Кто к нам пришёл?».

Семья – важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека.

На фоне этих данных детское учреждение развивает в нём новые социальные, нравственные и эстетические чувства, качества и позиции, сообразуемые с мнением других, умение уступить их желаниям, чувствовать и координировать личные потребности с потребностями товарищей, принимать их условия и требования, согласовывать интересы и роли.

Семья

– уникальная воспитательная среда,

детский сад

– специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития.

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Методические указания для работы с обучающей презентацией «Сказочный мир Республики Коми» Автор презентации: Тиунова Марина Владимировна, воспитатель 2 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад № 14 «Чебурашка», г. Воркута.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Семья, ребёнок, детский сад»
Опубликовано: 16 января 2014 в 12:28
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...