Консультация для воспитателей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Семья, ребёнок, детский сад»

Татьяна Сидоренко
Консультация для воспитателей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Семья, ребёнок, детский сад»

Автор: Сидоренко Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14 «Чебурашка», г. Воркута, Республика Коми.

Давление взрослого подавляет активность, превращая ребёнка в автоматического исполнителя чужой воли.

Страхом перед наказаниями нельзя научить ребёнка владеть собой.

Приказами, наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением.

Произвольность – важнейшее качество личности, которое только и может обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается совсем другим путём. Только речевое общение, включённое в деятельность ребёнка и отражающее его интересы, может стать средством осознания себя и дать «точку опоры» для управления собой.

Проблемы адаптации детей второго – третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. Для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определённых стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой стороны – насыщенность жизни ребёнка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.

Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение, должны быть налажены контакты между воспитателями и родителями.

Для этого я хотела бы предложить 3 блока вопросов для родителей.

Первый блок. Поведение.

1. Преобладающее настроение вашего ребёнка (бодрое, уравновешенное, раздражительное, неустойчивое, подавленное).

2. Характер засыпания (быстро, в течение 10 минут, очень медленное, медленное).

3. Характер сна (спокойный, неспокойный).

4. Аппетит вашего ребёнка (хороший, избирательный, неустойчивый, плохой).

5. Отношение ребёнка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное).

6. Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, ходит мокрый).

7. Нежелательные для этого возраста привычки (сосёт палец или пустышку; раскачивается, когда стоит или сидит).

Второй блок. Нервно-психическое развитие.

Уровень нервно-психического развития, определяется методом диагностики.

Третий блок. Личность.

1. Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.

Родители отвечают на вопросы:

- проявляет ли ребёнок интерес к игрушкам, предметам дома в новой, незнакомой обстановке;

- интересуется ли действиями взрослого;

- внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив.

2. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми.

3. Инициативность во взаимоотношениях с детьми.

4. Инициативность в игровой деятельности (играет самостоятельно или с помощью взрослого).

5. Самостоятельность в развитии культурно-гигиенических навыков.

6. Всегда ли ребёнок доводит начатое дело до конца.

Анализируя ответы родителей и используя метод диагностики, я делаю прогноз адаптации ребёнка к новым условиям жизни, определяю возможные проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, даю родителям рекомендации по подготовке детей.

Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребёнком своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его поведения и развития.

Поэтому нужно наладить хороший контакт с родителями и все проблемы в период адаптации решать вместе.

Но, всё же главная роль возлагается на воспитателя. Именно он должен открыть детям увлекательность общения с другими ребятами, которое может стать одним из главных притягательных моментов пребывания в детском саду. Главное, что может сделать взрослый, чтобы ребёнку было хорошо в детском саду – это научить его играть вместе с другими. Однако вводить ребёнка в мир сверстников нужно осторожно, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Например, предложить поиграть в малоподвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила, которые исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. Особенность предлагаемых игр - добровольность участия детей. Можно начать игру с небольшой группой детей, остальные по желанию войдут в игру сами и станут её участниками. Предлагаются игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Карусели», «Дудочка», «Зайка беленький сидит», «Подарки», «Кто к нам пришёл?».

Семья – важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека.

На фоне этих данных детское учреждение развивает в нём новые социальные, нравственные и эстетические чувства, качества и позиции, сообразуемые с мнением других, умение уступить их желаниям, чувствовать и координировать личные потребности с потребностями товарищей, принимать их условия и требования, согласовывать интересы и роли.

Семья

– уникальная воспитательная среда,

детский сад

– специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития.

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Методические указания для работы с обучающей презентацией «Сказочный мир Республики Коми» Автор презентации: Тиунова Марина Владимировна, воспитатель 2 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад № 14 «Чебурашка», г. Воркута.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Семья, ребёнок, детский сад»
Опубликовано: 16 января 2014 в 12:28
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...
Всемирный день снеговика.
Всемирный день снеговика Из сказок дети знают, где живет Дедушка Мороз и его любимая внучка Снегурочка. А вот как и откуда появился снеговик, не знают....
Фотоотчет новогоднего праздника в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Фотоотчет новогоднего праздника в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Дети ждут новогоднего чуда Волшебник открывает праздник...
Мастер-класс по изготовлению поделки для выставки на тему: «Зимушка-зима». «Веселые...
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вот и пролетели новогодние праздники, время сказки и волшебства. Но не нужно унывать. Можно, для хорошего настроения,...
Как мы отмечали День Снеговика. Фотоотчет.
18 января отмечается Всемирный день Снеговика. Мы с детишками тоже решили отметить этот удивительный праздник. Конечно пришлось познакомиться с историей...