Получи документы

Консультация для воспитателей «Математическое развитие ребенка в трудовом воспитании»

Любовь Гальчанская
Консультация для воспитателей «Математическое развитие ребенка в трудовом воспитании»

Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд являются теми видами деятельности, где можно эффективно осуществлять применение математических знаний. Воспитатель должен использовать каждую конкретную ситуацию для закрепления и расширения математических ориентировок. От воспитателя они не требуют специальной подготовки, нужно только суметь в любой ситуации видеть возможность применения математических знаний, продумать эти ситуации с точки зрения математического развития ребенка, поставить его перед практической необходимостью считать, отсчитывать, сравнивать числа, определять величину, измерять и т. д. Приведу несколько примеров. Во время сборов на прогулку и по возвращении с нее воспитатель обращает внимание детей на количество пуговиц и петель, на длину пальто, куртки, шарфа, форму платков и т. д. В Другой раз уточняет с детьми понятие «пара» : пара ботинок, сапог, варежек, перчаток, что пара это два, двое; с помощью песочных часов измеряет время, затраченное на одевание (уборку игрушек и т. д.) и тем самым дети практически усваивают, что такое «долго», «быстро», учатся ориентироваться во времени.

Публикация «Консультация для воспитателей „Математическое развитие ребенка в трудовом воспитании“» размещена в разделах

Дети расчищают площадку от снега, делают узкую и широкую дорожки, ходят по узкой, по широкой и устанавливают, что по узкой дорожке ходить труднее, чем по широкой, что по узкой может пройти один ребенок, а по широкой пара, тройка ребят.

При сервировке стола, при подготовке к занятиям создаются ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равночисленности множества путем сравнения: каких тарелок больше: глубоких или мелких? Чего больше – тарелок или блюдец, ложек или вилок, столов или стульев и др.? В подобных практических ситуациях знания усваиваются детьми не формально, а осмысленно.

Работа детей в уголке природы, цветнике или на огороде также дает богатый материал для закрепления знаний о числе и счете, величине и способах ее измерения, совершенствования пространственно-временных представлений.

При уходе за растениями дети измеряют их рост, подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, бутонов, цветков, рассматривают их форму, размер. Заготавливая природный материал, дети сортируют семена по названиям, видам, раскладывают их в кучки (по 5 -10, пересчитывают и т. д. На глазах ребенка постоянно возникают разнообразные задачи, среди которых множество задач с арифметическим содержанием. «Вчера на веточке распустилось 3 листочка, а сегодня еще один. Сколько листочков распустилось на веточке?» и т. д.

Все наблюдения, действия сопровождаются свободной беседой воспитателя и детей. Воспитатель задает вопросы, подсказываемые ситуацией или оттеняет словом воспринятое ребенком представление : у каких растений ствол тоньше, чем у тополя? Какой формы плоды у огурцов, помидоров? У каких растений стебли короткие, у каких – длинные? Чем похожи и отличаются береза и дуб? Какие цветы на клумбах закрываются к вечеру и перед дождем, какие – днем? Как ты догадался, что? И т. д.

Процесс сравнения, установления сходства и различия заставляет ребенка внимательно всматриваться, задумываться, самостоятельно делать выводы.

Можно давать детям несложные, практические задания. Например: узнай сколько ног у собаки, курицы, у рыбы и подбери цифры, соответствующие числу ног у названных животных. Такие задания не только расширяют знания о животных, но и закрепляют счетные навыки детей, дают возможность легко овладеть несколько абстрактным для них понятием, каким является «ноль», и самостоятельно решать вопросы, возникающие в процессе выполнения задания: «Как передвигаются рыбы, если у них вовсе нет ног? Какой цифрой обозначить отсутствие числа?. Самостоятельный поиск решения требует рассуждения, умения определять существенные признаки предмета (явления, уметь обобщать.

Изготовление разных поделок на занятиях по ручному труду может потребовать измерения длины, ширины, высоты. Определения формы, подсчета материалов и др. например, чтобы сделать кораблики нужно подобрать листы бумаги определенного размера и формы, последовательно выполнить ряд операций, используя измерение, счет, разные способы деления, закрепляя тем самым знания о форме и величине, соотношении целого и части, названии долей и др. А уже готовые кораблики воспитатель предлагает пустить на воду. Предложение принято и вот одна часть уже в «море» и такое же количество остается на берегу. Где больше корабликов: на воде или на берегу? Ответы разные, их необходимо проверить: одни считают, другие расставляют кораблики парами. По детским ответам воспитатель судит о том. Кто правильно оценивает количество предметов с учетом разного их расположения в пространстве.

На занятиях по ручному труду дети путем измерения условной меркой подбирают кусочки поролона (картона, бумаги) определенного размера и делают из них овощи и фрукты для игры в «магазин». При оценке детских работ внимание обращается на два множества: множество фруктов и множество овощей. По предложению воспитателя дети делят овощи и фрукты на подмножества по цвету, величине, форме, убеждаясь, что одно и тоже множество можно разделить на подмножества разными способами. Классификация предметов вызывает интерес, заставляет мыслить.

Воспитателю надо хорошо знать детей своей группы, уровень из знаний, умений. Их возможности и способности. Но, прежде всего, он должен выяснить, кто из детей испытывает затруднения при усвоении математических знаний, кто не уверен в своих силах, и во время оказать посильную помощь. Он объясняет, показывает способы выполнения, создает практическую необходимость в применении знаний, вызывает интерес к математическим задачам, акцентирует внимание на достижениях и удачах.

Постепенно сам ребенок начинает находить в окружающей обстановке объекты для счета, измерения, сравнения, выделять в различных жизненных ситуациях количественные, пространственно-временные отношения и способы их определения.

Воспитатель 1 категории

Гальчанская Л. А.

Публикации по теме:

Особенности труда детей дошкольного возрастаОсобенности труда детей дошкольного возраста Особенности труда детей дошкольного возраста Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей.

Презентация на тему «Игра и труд — рядом идут!» Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Математическое развитие ребенка в трудовом воспитании»
Опубликовано: 16 января 2014 в 19:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД