Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Народное декоративно-прикладное искусство. Вытынанка»

Светлана Николаевна Горбенко
Консультация для воспитателей «Народное декоративно-прикладное искусство. Вытынанка»

Одним из древних видов искусства, о котором на данный момент мало известно, является вытынанка. Внешне вытынанка напоминает вышивку Ришелье. В настоящее время этот вид искусства, некогда забытый, вновь становится популярным. Это название имеет украинские корни, поэтому при переводе происходит "игра гласных звуков". В литературе можно встретить три названия: вытынанка, витынанка и вытинанка – ажурное вырезание из бумаги. На Кубани люди начали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. Свою хату или светлицу празднично украшали дважды - на Рождество и Пасху, вырезали ангелочков и клеили их на окна или домашний иконостас. Принято было вырезать рушники и украшать ими комнату или окна дома. По вытынанкам можно было определить, кто женился, а у кого родился ребенок - все отражалось в праздничных украшениях на окнах.

Публикация «Консультация для воспитателей „Народное декоративно-прикладное искусство, Вытынанка“» размещена в разделах

Продолжая традиции кубанского народа, мы педагоги, знакомим детей с этим видом искусства. Оно развивает образно-творческое мышление, стимулирует желание вносить элементы творчества с учетом имеющихся знаний и умений, развивает воображение, мыслительный процесс, конструктивное решение, умение работать с ножницами, возможность экспериментировать.

Вытынанкой считается и обычная аппликация, когда вырезаются фигурки из цветной бумаги и приклеиваются на основное изделие в своеобразном порядке, образуя замысловатый орнамент.

Следует заметить, что изготовление вытынанок – это творческая работа, красота и оригинальность готового изделия прямо пропорциональны фантазии автора. Однако такой вид рукоделия развивает не только чувство прекрасного, но и усидчивость, коррекцию движений, моторику пальцев и т. д., что для развития детей просто необходимо. Выполнению заданий предшествует рассматривание иллюстраций в книгах, репродукций с картин художников, диафильмов, эстампов, скульптур. Воспитатель в каждом случае должен акцентировать внимание детей на том, как по-разному изображается один и тот же объект, тем самым стимулируя и направляя творческий подход к аппликации.

Самым простым видом вытынанки является обычная… снежинка. Принцип вытынанки – симметричность (либо лучевая либо центральная). Поэтому после выбора понравившегося рисунка, нужно подобрать бумагу, сложить ее один-два раза, нанести узор и вырезать его при помощи канцелярского ножа и маникюрных ножниц. Развернув лист бумаги, вы получите симметричный ажурный рисунок.

Орнамент вытынанок можно делать и комбинированным способом, соединяя вырезание фигур с подклеиванием цветной бумаги с изнаночной стороны

Наиболее сложным для дошкольников приемом создания вытынанки является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать разнообразное содержание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей.

Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта. Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, направленной на обследование предмета, выделение и запоминание его характерных особенностей, установление взаимосвязи частей по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, что также требует развитого глазомера.

В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. К обучению детей вырезанию вытынанок воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов.

Знакомство с традициями вырезания узоров из бумаги развивает творческие способности детей, художественный вкус и способствует возрождению национальных традиций кубанского народа.

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Декоративно-прикладное искусство в общей системе художественно-эстетического воспитания дошкольников Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование.

День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство»День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство» День семьи «Народное декоративно-прикладное искусство» ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей.

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Декоративно-прикладное искусство в технике «тестопластика» Подготовила и провела Воспитатель : Эргарт Людмила Федоровна Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе "Народное.

Мастер-класс: лэпбук «Народное декоративно-прикладное искусство»Мастер-класс: лэпбук «Народное декоративно-прикладное искусство» В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» Автор проекта: Султанова Наиля Касимовна, воспитатель МБДОУ детского сада №48. Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный Возраст.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» (подготовительная группа) Вид проекта: творчески – информационный средней продолжительности Участники проекта: дети подготовительной к школе группы Срок реализации:.

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного развития детей» Видео ль проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное искусство. Задачи проекта:.

Проект «Haродное декоративно-прикладное искусство» в старшей группе (из опыта работы) Проект на тему «Haродное декоративно-прикладное искусство» в старшей группе из опыта работы Котовой Т. В. Тип проекта: информационно-практический.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» Декоративно – прикладное искусство как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к русской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Народное декоративно-прикладное искусство. Вытынанка»
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 17:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД