Консультация для воспитателей «Развитие глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Светлана Юсупова
Консультация для воспитателей «Развитие глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения детей с общим недоразвитием речи (Е. М. Мастюкова, Л. Т. Журба, Г. В. Чиркина, Е. Н. Правдина, Г. А. Каше и др.). Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты звукопроизношения и фонемообразования.

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушения речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря.

В глагольном словаре дошкольников с ОНР и дизартрией преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения. Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР и дизартрией является неточность употребления слов. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Наряду со смешением слов наблюдаются замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными: играть – кукла, или наоборот, замена существительных глаголом: лекарство – болеть. Случаи смысловых замен отмечаются у детей с ОНР и дизартрией в школьном возрасте. Дети используют словосочетания в процессе поиска слова: кровать – чтобы спать. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные – с другой.

Самые большие трудности вызывает у детей группировка глаголов. Это свидетельствует о несформированности структуры значения глаголов.

Можно выделить комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий:

1. трудности выделения существенных дифференциальных признаков;

2. недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;

3. недостаточная активность процесса поиска слова;

4. несформированность семантических полей;

5. ограниченность объёма словаря.

Преобладающим способом объяснения значения глагола является включение его в контекст. Дети с ОНР и дизартрией очень редко используют другие стратегии. Они редко используют другие формы глагола.

Таким образом, можно сделать вывод об особенностях формирования глагольной лексики у детей с ОНР и дизартрией, которые связаны с ограниченностью словарного запаса, расхождением объёма активного и пассивного словаря, неточным употреблением слов, несформированностью семантических полей, трудностями актуализации словаря. В связи с чем необходима систематическая коррекционная работа по формированию глагольной лексики у детей данной категории.

Литература:

1. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург. 2003

Подготовила: учитель-логопед Юсупова С. Н.

Публикации по теме:

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Влияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольниковВлияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольников Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Зима
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 21:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о ремонте в группе
Вот и пролетел наш отпуск после выпускного бала. Но во время отпуска родители малышей-которых мы будем набирать с 1 августа, решили сделать ремонт, купить...
Тема недели «Одежда». Перспективное планирование. Средняя группа.
Понедельник Утро • Беседа о прошедших выходных днях. • Наблюдение за погодой, утром мороз. • Утренняя гимнастика. • Настольные игры, мозаика, пазлы. •...
Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
У ребенка седьмого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа,...
Дидактическая игра для развития мелкой моторики «Угадай какой листочек»
Дидактическая игра для развития мелкой моторики "Угадай какой листочек" Цель: развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущение. Материалы: (...
Консультация для родителей на тему: «Летний отдых и оздоровление детей»
Консультация для родителей на тему: «Летний отдых и оздоровление детей» Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха,...