Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников»

Елена Дмитриева
Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников»

Речевые игры дошкольников

Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

Хорошая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые игры дошкольников“» размещена в разделах

Речевое развитие включает прежде всего речь воспитателя, а также систематические занятия, игры, беседы, игровые упражнения, организацию в группе уголка речевого развития.

На современном этапе решаются основные задачи речевого развития :

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря;

- воспитание звуковой культуры речи;

- практическое овладение детьми нормами речи.

Для реализации поставленных задач необходимо:

- формировать речь в совместной деятельности взрослого с детьми;

- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей;

- ежедневно проводить индивидуальное речевое общение с ребенком.

В совместной деятельности взрослого с детьми налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Я организовываю совместные действия так, чтобы вызвать детей на речевое взаимодействие или нахожу живые, доступные для них поводы для общения. В процессе совместной деятельности я не ставлю задач прямого обучения речи, как это делаю на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Дети говорят только то, что хотят сказать, а не то, что я спланировала.

Ежедневно провожу индивидуальную работу по развитию речи с детьми, которые нуждаются в исправлении недостатков речи: разучивание потешки, небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука, составление описательного рассказа по картинке, повторение прочитанных ранее сказок, рассматривание иллюстраций известной сказки, вспоминаем слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии и т. п.

Различные виды игр по-разному воздействуют на речь детей. В своей работе применяю игры – драматизации. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации, в процессе которого ребенок связывает слово с действием, слово приобретает конкретное содержание, обогащается словарный запас, развивается связная речь. Благодаря систематическому использованию игры – драматизации дети стали меньше допускать грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений.

В группе организован уголок для театрализованных игр. В нем отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, настольного театра, костюмов для игр-драматизаций. Для разыгрывания сказки используем фланелеграф. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрепощаются. Большинство детей научились правильному речевому дыханию, использовать силу и высоту своего голоса, улучшилась артикуляция.

В сюжетно-ролевых играх мощным стимулом обучения говорить чисто и правильно является желание получить роль. Дети, играя роль, следят за правильностью, выразительностью, ясностью и чистотой своей и чужой речи. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В процессе игры постоянно побуждаю детей к общению друг с другом, комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т. д. Сюжетно-ролевые игры, такие как «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин». Например, все дети с удовольствием играют в продавца и покупателей, в доктора и пациентов. Эти игры развивают у детей речь и навыки общения друг с другом, способствуют правильному и гармоничному развитию, помогают подготовить ребенка к взрослой жизни, учат его творчески мыслить, расширяют кругозор и отрабатывают навыки социального поведения. В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они очень эмоциональны, увлекательны. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, коммуникативные навыки.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка. Подвижные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Они пополняют словарный запас, обогащают речь детей, развивают речевую и двигательную активность.

В нашей группе оформлен уголок речевого развития, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.

Принципы организации речевого уголка :

наполняемость;

разнообразие материала;

соответствие возрасту;

доступность;

системность;

эстетика оформления

Речевой уголок содержит материал для закрепления всех компонентов устной речи, который постоянно пополняется, обновляется.

Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр :

1. Картотека артикуляционных упражнений

2. Картотека дыхательных упражнений

3. Картотека пальчиковых игр

4. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (физминутки)

5. Картотека словесных дидактических игр

6. Пособия для подготовки к обучению грамоте, развитию речи

7. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)

8. Тематические альбомы

9. Художественная литература

10. Предметные, сюжетные картинки для составления рассказов

11. Карточки:

а) с изображением инструментов;

б) с изображением профессий;

в) с изображением животных.

Одним из главных условий качества речевого уголка является заинтересованность воспитателя в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

При условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Публикации по теме:

«Игры с пением» (консультация для воспитателей ДОУ) «Игры с пением» (консультация для воспитателей ДОУ) Музыкальный руководитель МБДОУ д/с№3 г. Лебедянь Детям, особенно в младшем возрасте,.

Консультация для воспитателей «Коллективные строительные игры старших дошкольников» (по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — дом радости») Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольника. В программе Н. М. Крыловой.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры»Консультация для воспитателей «Дидактические игры» Дидактические игры являются действенным методом обучения и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Игры способствуют познавательному.

Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом» консультация для педагогов Речевые игры с мячом МБОУ «СОШ №6» дошкольные группы учитель-логопед О. Н. Свечникова г. Югорск.

Консультация для воспитателей «Речевые игры с музыкальными инструментами» "РЕЧЬ И МУЗЫКА" В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов.

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации» Диалогическая речь неслышащих детей является одним из эффективных и широко распространенных средств коммуникации. Диалог представляет собой.

Консультация «Речевые игры» В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей,.

Речевые игры для старших дошкольников Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры, вы обогащаете.

Речевые игры на тему «Осень» Вот и наступила прекрасная пора – ОСЕНЬ! Почаще обращайте внимание ребенка на изменения в природе с приходом осени. Отправляйтесь на прогулку.

Консультация для воспитателей «Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников» В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников»
Опубликовано: 9 декабря 2015 в 22:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД