Консультация для воспитателей «Воспитание сердцем»

Марина Лукина
Консультация для воспитателей «Воспитание сердцем»

Здравствуйте дорогие коллеги!

Сегодня у нас с Вами пожалуй самый главный разговор - о сердце ребенка и его воспитании. Самый главный потому, что сердце - это солнце организма, а ритм сердца - это ритм жизни.

Вряд ли мы найдем хотя бы еще одно слово, у которого так много стойких эпитетов: сердце пламенное, горячее, чуткое, доброе, мягкое, чистое. Лучшие человеческие качества - милосердие и сердечность - связал народ с сердцем.

Лучшие чувства - любовь, дружба, симпатия, отзывчивость - идут от сердца. Невоспитанное сердце некультурно, нечутко, а порой и жестоко.

Так что же и как воспитывать? Какие же сроки оптимальны для воспитания сердца. Чем раньше, чем лучше. Оптимальный срок - еще до рождения ребенка, во внутриутробном состоянии.

Сердечная любовь матери к своему ребенку - вот начало воспитания его сердца. Замечательный опыт выхаживания недоношенных детей существует в Скандинавии. Это так называемый метод "Кенгуру" - специальный халат с внутренним карманом, куда кладут малыша, надевают на мать, так чтобы тело ребенка прикасалась к ее обнаженной души в области сердца, мать таким образом донашивает дитя. Не было зафиксировано ни одного случая смерти ребенка у сердца матери или отца задающих ребенку ритм жизни.

Воспитание сердца возможно только при прямом на него воздействии от сердца к сердцу.

Научим сердце ребенка гореть и рядом с ним будет тепло каждому; научим верному ритму и будет он здоров физически и морально.

Воспитатели детских домов знают как трудно пробиться к невоспитанному или воспитанному в ожесточении сердца беспризорника. Огрубевшее сердечко не принимает чужих; пусть и добрых, вибраций, не отвечает на них. Сколько труда нужно положить, чтобы разбить коросту ожесточившегося сердца и научить его чуткости. Воспитывать чуткость сердца легче всего с сочувствия с совместного чувствования. В психологии это называется ЭМПАТИЕЙ - способностью эмоционально входить в положения другого человека (животного, растения, ставить себя на его место. Эмпатия бывает двух разновидностей - в виде сочувствия и в виде сопереживания. Сочувствие дает понимание ситуации другого. Оно более объективно и поэтому более деятельно (ты плачешь - я утешаю) сопереживание (полное вхождение в ситуацию) другого с потерей себя, своего взгляда. Это более пассивная позиция (ты плачешь и я плачу вместе с тобой). Сопереживание может приносить и вред усугубляя, нагнетая ситуацию и расслабляя попавшего в него.

Воспитатель должен помнить, что он является главным примером и источником возникновения в маленьком сердце отзвука - сочувствия. Вы можете и себя проверить на эмпатийность и развить ее, если посчитаете ее недостаточной. Попробуйте посчитать, часто ли к вам обращаются люди в течение дня. Для женщин 3-4 раза это норма. Чем чаще к вам обращаются, тем Ваша эмпатийность выше. Так как интерес и расположенность к людям отражается на лице, во взгляде. Вы же не к любому встречному обращаетесь, а выбираете (спросить адрес, который час). Бывают дни когда Вас обходят с вопросами и просьбами. Посмотрите на себя в зеркало, испугались? Воспитывая сердце, помните, даже самое нежное, самое сострадательное сердце должно быть мужественным и стойким. Не закрывайте детям глаза на жизнь, пусть видят и негатив. Задача воспитателя научить ребенка правильному отношению к событиям положительным и отрицательным, вырастить в ребенке стержень, который будет обеспечивать его устойчивость в дальнейшем, понятно, что одной эмпатии недостаточно для воспитания сердца. Эмпатия без рефлексии, без оценки себя в ситуации может привести к нетактичности, к утомительной навязчивости. Умение видеть себя со стороны также следует воспитывать у детей возможности как можно раньше. Известно: всем маленьким детям свойственен здоровый эгоизм, избалованным детям – эгоцентризм. Можно сказать, что рефлексия в этих состояниях спит. Приучите ребенка анализировать свои поступки. Дома вечером перед сном, в спокойной обстановке, присядьте к нему на кровать и напомните, чем хорош был прошедший день, что хорошего ребенок сделал. О плохом же нужно сказать в мягкой форме: «Это получилось плоховато, да? Завтра мы это исправим. «В детском саду опытный педагог не забудет в конце дня подвести итог, «мы сегодня много узнали, многому научились. Давайте вспомним чему именно». Пусть дети учатся замечать и анализировать качества своих ровесников – Так легче перейти к себе. Воспитание многих качеств ума и сердца требует своих сроков и сроки пропущенные оказываются пропущены навсегда.

Образ своего «Я» строится ребенком на основе оценки им своих качеств в сопоставлении с качествами других детей.

Сформированный ребенком образ своего «Я» зависит от самооценки и оценки ребенка другим и людьми. Самооценка подтверждается внешней оценкой, у ребенка формируется высокая самооценка - он будет спокоен и успешен в своей деятельности. Если же его сомнения подтверждаются детьми или взрослыми, то формируется заниженная самооценка, которая будет отравлять ребенку жизнь. Многие дети во всех своих неудачах винят других детей. Сформированность такой позиции приводит к тому, что и во взрослой жизни человек не сможет оценить себя адекватно.

Формированию адекватной, объективной самооценки способствует ежедневный разбор поведения ребенка, его сверстников, который одновременно воспитывает сердце и прежде всего такое качество как справедливость. Существует неразрывная связь между умом и сердцем. Именно гармония ума и сердца дает нам лучшие результаты. Ум без сердца рационален, холоден и даже жесток; сердце без ума безрассудно, порой бесполезно самоотверженно.

Воспитать гармонию ума и сердца – вот сверх задача воспитателя. Отдельно хочется сказать о воспитании благородного сердца. Как воспитать? Задайте вопросы типа «Ко подарит тебе эту замечательную игрушку, Связал свитер, Испек сердца достигаетсяпирожки? И следом вопрос «А ты помогал? Подарил? Что сделал доброго?

Личный пример тут играет главную роль. Самое действенное - воспитание сердца достигается, не назиданием, а примером от сердца к сердцу.

Литература:

Журналы «Дошкольное воспитание». 2000г. – 2007г.

Публикации по теме:

Кружок ручного труда в средней группе. «Древо жизни»Кружок ручного труда в средней группе. «Древо жизни» Аппликация "Древо жизни"С детьми в дошкольном возрасте очень редко кто беседует на тему о жизни. По - моему мнению детей в этом возрасте.

Открытка маме Мама. Самый главный, самый добрый, самый нежный и ласковый человек на всем свете для любого. Она согревает теплом своих рук, нежностью.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание сердцем»
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 23:35
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...
Эссе «Тридцать лет педагогической деятельности»
Эссе Сегодня у меня профессиональный и творческий юбилей! Тридцать лет моей педагогической деятельности! Тридцать лет в дошкольном образовании! Совсем...
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...