Консультация для воспитателей «Не забывайте народные игры»

Наталья Репина
Консультация для воспитателей «Не забывайте народные игры»

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»

с. Борское - детский сад «Колокольчик»

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

Подготовила: воспитатель 1 старшей группы

компенсирующей направленности

Репина Наталья Анатольевна

2012г.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ!

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и сознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Ребенок как губка впитывает поэзию народного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша, а каждое поэтическое движение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

Какие же цели и задачи мы ставим, знакомя дошкольников с народными играми?

Цель:

Приобщать детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и русских народных подвижных игр.

Наполнить жизнь детей художественно-эстетическим, патриотическим и духовно-нравственным содержанием.

Задачи:

• Развивать интерес детей к устному народному творчеству и подвижным играм.

• Способствовать развитию творческих задатков детей на традиционном фольклорном материале.

• Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр.

• Воспитывать нравственные качества: честность, взаимовыручку, дружелюбие.

• Обогащать образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и русского народного фольклора.

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собиралась детвора вечером на деревенской улице, водили хороводы, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор,

игры в снежки.

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству, особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию, создаст интерес к народному творчеству.

Русские народные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.

Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом («Гуси-гуси». «Хитрая лиса»). В играх типа «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, все внимание направлено на движение и правила.

Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом, как в игре «Краски».

Конечно, больше любят дети игры, где нужно ловить друг друга. Ребенок должен показать в таких играх быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи», не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки («Заморожу»). А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений («Море волнуется»).

Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий.

На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки, которые являются частью устного народного творчества. Они не имеют особенного смысла, но, как правило, юмористичны и приучают детей быть справедливыми, настраивают на точное выполнение правил игры. Водящего также можно выбрать жеребьевкой. Она применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

Привлекательны для детей в русских играх и различные попевки.

Как известно, в древние времена взрослые не руководили детскими играми. Младшие дети учились играть среди старших детей. Учились сами проводить игру, чтобы потом уметь налаживать и взрослые дела.

Если взрослый сам будет проводить игры или рекомендовать, кого лучше выбрать на роль – то смысла в такой игре совсем не будет. Дети будут учиться быть исполнителями, а не творцами.

Игра и так является добрым учителем и сама поведет детей в правильном направлении.

Сегодня нам взрослым надо помнить, что игра для детей – не просто отдых, а наука, которая может приносить радость. И поэтому относиться к игре надо очень серьезно, не забывая, что каждое движение, каждое слово, звук и зрительный образ в детском возрасте формируют человеческое сознание.

Роль взрослого, прежде всего, состоит в том, чтобы ознакомить детей с игрой, наглядно продемонстрировать определенные действия, выучить с детьми песню, слова, соответствующие танцевальные движения и следить за соблюдением правил игры.

Для развития творческих способностей детей рекомендуется вносить новизну в хорошо знакомые игры, изменяя их правила. Сначала это делает педагог, а когда у игры получаются 2-3 варианта, предлагают выбор сделать детям. Так у детей появляется возможность создавать собственный вариант игры на традиционной фольклорной основе, что позволяет ребёнку ощутить себя не только участником игры, но и её творцом.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке побудить чувство любви к Родине.

Народные игры в воспитательном и учебном процессе являются неисчерпаемым языковым источникам, образцом эстетичности, гармоничности. Они способствуют воспитанию у детей умения творчески мыслить, проявлять активность в общественном окружении; помогают усваивать традиционные для своего народа морально-этические ценности.

Дети любят играть, так как в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры!».

Используемая литература:

М. Ф. Литвинова: «Русские народные подвижные игры».

Г. П. Федорова: «На золотом крыльце сидели»

О. Л. Князева, М. Д. Маханева: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Публикации по теме:

Новогоднее оформление окон детского сада. Наш детский сад комбинированного вида. Всего 12 групп. Из них две группы возраст второй младшей, две младшего возраста, две среднего возраста,.

Отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны в ДОУ В этом учебном году мы провели месячник по гражданской обороне и подготовили отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Не забывайте народные игры»
Опубликовано: 3 января 2013 в 17:37
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...