Консультация для воспитателей «Околошахматные игры с детьми дошкольного возраста»

Ольга Томилкина
Консультация для воспитателей «Околошахматные игры с детьми дошкольного возраста»

Околошахматные игры с детьми дошкольного возраста.

(Консультация для воспитателей)

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Дошкольнику несвойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение мира, помочь ему овладеть способами познания - позволит игра.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни. В процессе игры активно работают все психические процессы: мышление, воображение, память; усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.

«Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и так далее.

Невольно возникает вопрос: Как мы, воспитатели, можем помочь ребенку усвоить эту обширнейшую программу.

Вот здесь, словно волшебная палочка, на помощь может прийти шахматная игра, как бы специально созданная для развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств, а также в значительной степени является средством создания условий для подготовки ребенка к школе.

Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано в 3-4 года. Исследования, проведенными российскими психологами: Л. Венгером, В Давыдовым, В. Мухиным – свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованной игровой деятельности можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям старших возрастов. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно, на уровне доступном для ребенка.

Игра в шахматы в большей степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества. Как же сделать знакомство детей с азами шахматной игры наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным?

Основываясь на том, что ведущим видом деятельности, в дошкольном возрасте является игра, то и знакомство детей с азами шахматной игры мы строим на основе околошахматных игр. Каждая такая игра подталкивает ребенка к поисковым действиям, как практического, так и мыслительного характера. Практическая значимость включения околошахматных игр в воспитательно-образовательный процесс велика. Так как околошахматные игры являются одной из форм реализации содержания образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». У детей развиваются все компоненты устной речи. Дети сочиняют сказки и необыкновенные истории, происходящие с шахматными фигурами и цифрами, разучивают стихотворения, пословицы, поговорки, отгадывают загадки на шахматную тематику. Благодаря использованию околошахматных игр дети учатся ориентироваться в пространстве, на плоскости, осваивают количественный и порядковый счет, конструируют. Дети самостоятельно отливают шахматные фигурки и могут использовать их в сюжетной настольной игре и игре в шахматы. В рисунках дети отражают волшебные превращения шахматных фигур, увлеченно рассказывают о превращениях, оформляют альбомы. В течение дня активно используются подвижные игры с шахматным содержанием, например «пронеси – не урони», «Узнай фигуру».

Усвоение сложного математического и шахматного материала, даже трехлетними детьми обеспечивается тем, что все игры строятся на яркой эмоциональной основе. Насыщенные игровые приемы, разнообразные проблемные ситуации объединяются единым сюжетом. Дети думают, что они только играют, но незаметно для себя, в процессе игры дошкольники решают разного рода логические задачи. Дети слушают, думают, ищут решение. Это способствует развитию всех психических процессов. При проведении в детском саду викторин, конкурсов, турниров, праздников – хорошим дополнением являются околошахматные игры. Увлекшись этими играми, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержаннее.

Шахматы учат быть внимательными и собранными, к тому же это замечательный повод общения детей с детьми, детей со взрослыми, способствующий углублению взаимопонимания, приобретению новых друзей.

Околошахматные игры легко вписываются в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Мы используем их в непосредственно-образовательной деятельности, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Так шахматные фигуры сопровождают детей в течение всего дня, увлекая детей в занимательное путешествие.

Мы отмечаем, что успех в работе педагога с детьми во многом зависит от поддержки родителей. Родители, являясь активными участниками жизни группы, с интересом включаются в шахматную игру: участвуют в шахматных турнирах, решают ребусы и задачи, оказывают помощь в изготовлении шахматных игр, различных пособий. По рекомендации воспитателя родители учат с детьми стихи о шахматных фигурах, штрихуют фигуры, сочиняют сказки. Помощь и поддержка родителей очень важна и необходима. Ведь играя дома с детьми, они помогают закреплять полученные в детском саду знания.

Для использования околошахматных игр в воспитательно-образовательном процессе нами создана предметно-развивающая среда, включающая наборы шахмат для каждого ребенка, настенную шахматную доску с шахматными фигурами, подборку околошахматных игр, подборку познавательной и методической литературы, дидактические альбомы.

Несомненно, использование околошахматных игр в воспитательно-образовательном процессе, поможет ребенку освоить сложную «программу» дошкольного детства, незаметно подготовиться к школьному обучению.

Публикации по теме:

«Развитие устной связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи пантомимы» «Развитие устной связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи пантомимы». Мир входит в жизнь детей постепенно.

Ролево-игровой проект «Транспорт» для II младшей группы Пояснительная записка. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение. Мир входит.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Околошахматные игры с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 марта 2014 в 06:42
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...