Консультация для воспитателей: «Организация и проведение дидактических игр по формированию словаря»

Евгения Шабалина
Консультация для воспитателей: «Организация и проведение дидактических игр по формированию словаря»

Особое внимание стоит уделить дидактической игре. Использование ее на каждом занятии способствует развитию речи: ребенок легко усваивает трудные лексико-граматические категории русого языка, постепенно в его речи появляются новые слова, эпитеты, загадки, образные выражения, сравнения и высказывания из художественных литературных произведений.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры – важное условие. педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игры. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Педагог должен расширять круг имеющихся в обиходе детей игр, продумывать перспективу их развития.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, особенно слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Подбор материала для дидактических игр должен определятся задачами словарной работы. Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов подлежащих усвоению.

Для примера приведем наиболее типичные словарные игры по теме:

«Одежда и головные уборы».

«Кто больше назовет действий».

Дидактические задачи: активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы.

Ход игры:

- Как появляется одежда? Что делают люди?

(Ткут ткань, придумывают, моделируют, выкраивают, шьют, прядут пряжу, вяжут.)

- Что делает портной?

(Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

- Что можно сделать с одеждой?

(Выстирать, выгладить, надеть, зашить, запачкать, вычистить, посушить.)

- Что дети могут делать с одеждой?

(Испачкать, намочить, почистить, одеть, снять, потерять, расстегнуть.)

Игра «Подбери похожие слова»

Цель: упражнять в образовании приставочных глаголов.

Расскажите о том, кто шьет одежду и где? (Одежду шьют на фабрике, в ателье)

Уточните значение каждого приставочного глагола:

Шить, сшить, обшить, ушить, подшить, перешить, пришить, зашить, вышить.

Шить, сшить – (платье, костюм)

Обшить – (всем членам семьи сшить одежду)

Ушить – (сделать одежду меньше)

Подшить – (низ юбки)

Пришить – (пуговицу, подкладку к шубе рукав к пальто)

Зашить – (разорванный карман, подкладку, швы, дырку)

Вышить – (цветок, веточку – сделать аппликацию на кофте)

Игра «Что лишнее?»

Цель: учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Пальто, платье, свитер, валенки (валенки)

Брюки, шорты, кофта, джинсы (кофта)

Ботинки, кроссовки, носки, туфли (носки)

Брюки, джинсы, шорты, рейтузы (рейтузы)

Шуба, пальто, майка, дубленка (майка)

Фрак, смокинг, платье, пижама (пижама)

Кеды, туфли, кроссовки, чешки (туфли)

Панама, шляпа, шарф, кепка (шарф)

Игра «Какие бывают головные уборы»

Цель: учить подбирать имена прилагательные.

Головные уборы (какие бывают): зимние, летние, осенние, весенние, сезонные, осенне-весенние; кожаные, меховые; теплые, легкие.

Игра «Мои действия»

Цель: упражнять в названии действия предмета.

Я могу (что делать): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;

завязывать, развязывать (шнурки, застегивать, расстегивать (молнию, чистить.

Составление рассказов по плану

Составьте рассказ о каком-либо предмете одежды.

План рассказа:

1. Название предмета одежды. Что это? (Головной убор, одежда или обувь.)

2. Какого цвета?

3. Из каких частей состоит? Описать часть одежды по выбору. (Воротник, манжеты, планки, рукава, пуговицы, молния, кнопки, пояс, карман, капюшон, застежка).

Известно, что игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми.

При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться, например, такими рекомендациями:

- игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);

- они должны проводится в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправлять ошибку, а руководитель – помочь ему в этом;

- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

- игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводится в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха и пр.);

- в игре необходима добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

- в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Публикации по теме:

Групповой социальный мини-проект «Пусть всегда будет солнце»Групповой социальный мини-проект «Пусть всегда будет солнце» Групповой социальный мини-проект “Пусть всегда будет солнце”.Краткое содержание проекта:*обогащение предметной среды активизирующим игровым.

Образовательный проект «Использование игровых приемов в развитии речевой деятельности»Образовательный проект «Использование игровых приемов в развитии речевой деятельности» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Выполнила : воспитатель группы.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Орфография
Автор публикации:
Консультация для воспитателей: «Организация и проведение дидактических игр по формированию словаря»
Опубликовано: 11 октября 2013 в 19:56
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...