Лучший педагог года

Консультация для воспитателей Организация предметно — пространственной среды в группах и помещениях детского сада.

Титова Наталья Анатольевна
Консультация для воспитателей Организация предметно — пространственной среды в группах и помещениях детского сада.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

[/b]

По мнению С. Л. Новосёловой, развивающая среда, как система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития должна быть комфортной, уютной, рационально организованной и наполненной.

Публикация «Консультация для воспитателей Организация предметно — пространственной среды в группах и помещениях детского сада,» размещена в разделах

Предметы, наполняющие групповое помещение детского сада должны быть разнообразны, т. е. наличие всевозможного игрового материала, доступно расположенного в поле зрения ребёнка, удобно организован так, чтобы дети могли объединиться для игры в каком либо центре предметной - развивающей среды, т. е. игровые материалы должны быть центрированы и обеспечивать индивидуальный комфорт и психологическую защищённость ребёнка.

Создавая развивающую среду, шаг за шагом* воспитатель может составить алгоритм её проектирования.

Пошаговое планирование поможет ничего не упустить:

во – первых, необходимо сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды. Какие образовательные задачи будем решать, и в каких образовательных областях.

во - вторых, определить перечень учебно – методических пособий, игрового и дидактического оборудования для решения образовательных задач и эффективной работы с воспитанниками.

в - третьих, определить дополнительное оборудование.

в – четвёртых, определить как разместить оборудование в игровой комнате и дополнительных помещениях группы.

Организация пространства группового помещения с использованием игровых полей поможет организовать совместную и самостоятельную деятельность детей, которая обычно вызывает затруднения у молодых педагогов.

Игровое поле позволяет воспитателю синхронизировать процесс обучения и воспитания, реализовать

золотое правило дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадались».

Цель использования игрового поля: развивать творческий потенциал детей, посредством использования игрового пространства (игровых полей).

Задачи:

Инициировать выбор детьми художественных материалов, инструментов, способов, приёмов, реализации замысла в процессе изготовления игрового поля.

Использовать игровые поля для развития личности во всех образовательных областях (социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие).

Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Обучать подбору готовых игровых предметов и предметов – заместителей, самостоятельному созданию дополнений для обогащения игрового пространства, придумыванию сюжета путём объединения двух – трёх игровых полей. Взаимодействовать с семьёй в творческом развитии детей.

Организуя в группе «островок игры», где дети смогли бы устроить всё по - своему: проявить умение творить, придумывать, фантазировать, подберите игры по разной тематике: Слайд 3. «Морское дно», «Улицы города», «Космос», «Наша площадь», «Путешествие на Север» и т. д.

В основе игрового поля лежит идея макета, который не так широко используется в практике, как другие средства развития. Макет является полифункциональным привлекательным игровым пространством, предоставляет воспитанникам большие возможности развития и творческой реализации и при этом более мобилен, т. е. его можно перенести, а если на тряпичной основе, то и свернуть, убрать.

Задумавшись о требованиях - рекомендациях по созданию игрового поля воспитателю надо ответить на ряд вопросов:

Слайд 4.

Из чего изготовить игровое поле? так как игровое поле – это подвижная конструкция, то можно изготовить его из тонкой фанеры, плотного картона, куска линолеума, куска коврового покрытия, или флиса и т. д. Материал из которого будит изготовлено игровое поле должен служить долгое время, легко переносится с места на место, быть доступным в любой момент. Важно не забыть об эстетичности.

Какими персонажами наполнить игровое поле? (всё зависит от сюжета, но понадобятся и маленькие человечки, животные, сказочные герои и т. д.)

Для развития сюжета детской игры необходимы так же аксессуары и предметы – заместители.

Для разных игр, понадобятся разные предметы: водоросли, кораллы, ракушки для морской тематики, цветы, птицы, насекомые, грибы для лесной поляны, а так же колёсики, шнурки, палочки, верёвочки.

Игровые поля, наборы персонажей и аксессуары лучше хранить в пластмассовых контейнерах – лотках, чтобы дети всегда могли выбрать нужные элементы в соответствии с замыслом самостоятельной режиссерской игры.

По мнению авторов,** рекомендующих игровые поля как свою находку, любая игра с игровым полем должна начинаться в процессе его создания.

Методика использования

Например, игровое поле «На лугу»[3]

Цель: формировать представление о животном и растительном мире луга.

Задачи: поддерживать интерес к природе;

воспитывать бережное отношение ко всему живому;

способствовать развитию самостоятельности мышления и выбора.

Работа по познавательному и речевому развитию детей:

Беседы на темы: «Растения луга», «Насекомые», «Береги природу».

Просматривание иллюстраций

Просмотр и обсуждение фильма «Пёстрый мир».

Знакомство со средой обитания животных

Конкурс рисунков «Воспоминания о лете»

Создание красной книги Николаевского района, Хабаровского края.

Вместе с детьми обсудить основу для луга, и разнообразных животных, птиц и растений.

Размещение на карте Николаевского муниципального района и края изображений нарисованных насекомых, или из пластилина и солёного теста.

Использование игрового поля может подтолкнуть воспитателя к совместному придумыванию сказок, рассказов о животных и растениях. Подобная среда поможет ребёнку развить сюжет, сделать его более содержательным, динамичным, способствует взаимопониманию.

По мере угасания интереса воспитатель может заменить персонажей, дополнить игру предметами заместителями. На помощь ребятам придут новые герои из «Волшебного сундучка».

Игровое поле можно использовать как в группе так и на прогулочном участке, желательно чтобы оно стало смысловым центром воспитательно – образовательной работы (по теме недели, с помощью игрового поля можно решать задачи по всем образовательным областям.

Работа по созданию игровых полей предполагает взаимодействие с семьями воспитанников.

Работа с родителями.

Можно провести консультацию для родителей «Макетирование – занятие интересное и полезное» или дать рекомендации родителям «Как изготовить игровое поле в домашних условиях», организовать конкурс на лучшее игровое поле.

Игры с полями и макетами станут любимыми занятиями воспитанников, объединив вокруг себя детский сад, семью и ребёнка, потому что позволят познакомить с природой родной местности, Хабаровского края, историей страны, узнать новое о космосе и т. д. Позволят ребёнку увидеть значимость результатов собственной деятельности, при этом знания станут не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника. Воспитатель и родитель будут выступать как партнёры по общению, которые стремится к установлению равноправных взаимоотношений, уважая право ребёнка на инициативу, собственное мнение, творчество.

Если затронуть решение образовательных задач по формированию элементарных математических представлений детей старшей и подготовительной группы, то полезным в работе с детьми будит и пособие «На лесной полянке»[1],

предназначенное для стимулирования речевого и умственного развития детей путём тренировки пальцев рук. С его помощью можно:

1. Упражнять в проведении ритмичных ломаных, волнистых, дугообразных, прямых линий путём многократного повторения одних и тех же действий. Формировать базисные математические представления, речевые умения.

2. Способствовать развитию внимания, двигательной памяти, мышления и речи. Развивать зрительное, слуховое, цветовое восприятие, творческое воображение. Совершенствовать зрительно – моторную координацию пальцев рук, тактильную чувствительность.

3. Помочь детям поверить в собственные силы, создать приподнятое настроение.

Пособие можно составить из двух блоков:

1. Графические упражнения «Дорожки»

2. Счёт и геометрические фигуры «Облака и цветы»

Использование пособия по ФЭМП «На лесной полянке»

При работе с пособием воспитатель использует упражнения: «Дорожки», Дорожка «Бабочка», Дорожка «Лягушка», Дорожка «Ежик», Дорожка «Зайчик»

Используя материалы второго блока пособия «На лесной полянке» можно развивать мелкую моторику, закреплять цифры в пределах десяти, геометрические фигуры.

Как изготовить пособие по ФЭМП.

На квадратный лист плотной бумаги, или тонкой фанеры, клеёнки, ткани помещаем: облака состоящие из горлышек пластиковых бутылок с вкручивающимися синими крышками на которых сверху цифры, а внутри изображения геометрических фигур. От облаков вниз идут дорожки из геометрических фигур (материал бархатная бумага, фаомиран, или фетр, так же волнистые, прямые и ломаные линии и изображения животных.

Математические задания и игры, закрепляющие знания счёта и цвета:

«Какая фигура спряталась в солнышке?», «Назови соседей синего цветка?» Какая фигура спряталась в облаке с цифрой два?», «Какие фигуры плывут в облаках?»

Игры, способствующие развитию речи:

«По какой дорожке летит бабочка?», «По какой дорожке бежит ёжик?»

Интересным и значим событием для детей, может стать организация мини – музея «Кукла в военной форме». Проект по созданию мини – музея военного костюма «Кукла в военной форме» приурочен к празднованию дня Победы в Великой Отечественной войне и направлен на воспитание у детей морально – нравственных качеств, чувств патриотизма, национального самосознания, гражданственности.

Куклы в военной форме - это тематическое собрание уменьшенных копий военных костюмов времён Великой Отечественной войны.

Не менее интересна с точки зрения обучения дошкольников развивающая стена, которая предполагает самостоятельную деятельность детей на ней, её сюжет и наполнение может соответствовать названию группы, или сюжету сказки, а так же теме реализуемого группового или семейного проекта.

Если предположить создание пособия развивающая стена в группах нашего детского сада, то можно рекомендовать следующее.

Группы раннего возраста № 1 «Ромашка»,

(Е. В. Асташова) рекомендую прикрепить лепестки ромашки на жёлтую большую серединку (фоамиран, флиз, фетр, клеёнку) липучками, кнопками, пуговками, молниями, веревочками - бантиками и т. д.,

А группа раннего возраста № 2 «Солнечные зайчики»

(О. А. Асташова) - лучики солнышка, блики солнца или солнечных (золотистых) зайчиков закрепить на большие пуговицы, и пристёгивать красивые банты, ленточки - верёвочки, завязывать им на шее, ушке, или ботиночке. Можно дать деткам задание украшать полянку цветами, на которой прыгают - играют зайчики.

Компоненты стены могут быть выполнены из пряжи, или как сейчас модно говорить из ярн – бомбинга (уличное вязание).

В средней группе, возможно это будет развивающая стена «Теремок», а рядом с ним «Весёлый улей», где пчёлы будут прилетать к детям с различными заданиями.

А в старшей группе Котята могут «поселится» «Весёлые гномы», дети могут путешествовать вместе с гномами по лесу. Каждый день к детям может приходить (крепится на леску) весёлый гном с игровыми заданиями (это могут быть разные гномы, например символизирующие дни недели с понедельника по пятницу. Под деревьями педагог может разместить геометрические фигуры с подсказкой, в каком конверт находится задание. Ребёнок перемещает гнома от дерева к дереву по мере выполнения заданий. А гном суббота и воскресенья дадут задание на выходные родителям.

В подготовительной группе может поселиться «АБВГДейка», где дети встречаются с «живыми» буквами, которые предлагают задания каждому ребёнку. Например, буква «М» - задания по математике, буква «Л» - логические игры и т. д.

Чтобы донести до сознания детей, что они носители русской народной культуры, воспитать в национальных традициях, необходимо обратится к истокам русской народной культуры и в первую очередь к народной игрушке, в том числе к рукотворной.

В группах раннего возраста мы обычно используем матрёшку, как одно из средств сенсорного развития, а ведь с её помощью можно и воспитывать.

Используя народную игрушку, как средство патриотического воспитания, уже с детьми третьего года жизни можно сформировать добрые гуманные чувства.

Используя матрёшку, можно придумать множество воспитательных моментов установить контакт с товарищами по игре («Познакомь куклу Машу с Матрёшкой», «Поучим Мишку знакомиться», «Матрёшка в гостях у Петрушки», учить считаться с интересами и желаниями других детей – создавать вместе со сверстниками обстановку для общей деятельности («Игрушки в гостях у ребят», «Можно – нельзя», «Что мне делать, если»).

Обучать способам выражения внимания – благодарить прощаться, здороваться, жалеть плачущего «Кукла заболела», «Как правильно попросить».

Появление матрёшки вызывает у детей радостные эмоции, а создание радостной атмосферы способствует зарождению ценных душевных качеств – доброжелательности, готовности оказать помощь.

И вновь без взаимодействия с родителями здесь не обойтись. Актуальными будут такие консультации как: «Социальные нормы и правила поведения дома и в детском саду», «Я знаю как решить проблемную ситуацию», «Я умею сотрудничать со сверстниками и со взрослыми».

Таким образом творческое отношение педагога к созданию предметно - пространственной среды группового помещения поможет поддержать инициативу, индивидуальность детей и развить культурные практики, сделает образовательный процесс увлекательным и интересным.

Список литературы:

1. Глухова О., Баталова Н. Дидактическое пособие «На лесной полянке»/ журнал Дошкольное воспитание № 2/2016г.

2. Довыдова О. И., Коврижных Е. В. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене/ справочник старший воспитатель № 9/2016г.

3. Карпекина Т., Брюзгина О. Игровые поля. Создание современного игрового пространства / журнал Дошкольное воспитание № 1/2016г.

4. Кузнецова Н. П., Лавреха Н. А. Создаём развивающую среду шаг за шагом /справочник старший воспитатель № 8/2016г.

5. Лешукова З. А. Организация развивающей предметно пространственной среды в ДОО с учётом ФГОС / журнал Воспитатель ДОУ № 2/2016г.

6. Прохорова О. А. Отправляемся в путешествие по родному городу в рамках детско – родительских проектов /справочник старший воспитатель 5/2016г

7. Сергеева С. И., Пальтова И. Л., О. И. Лебедева, М. А. Харитонова Проект по созданию мини – музея «Кукла в военной форме» /справочник старший воспитатель 5/2016г.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Организация развивающее предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно.

Игровая поддержка как условие организации предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС Интегративным результатом реализации ФГОС ДО является создание Предметно-пространственной развивающей среды, которая: рассматривается как.

Консультация для воспитателей. Тема: «Организация музейной среды в группах детского сада и мини-выставок в группе» С чего начинается музей. Чтобы понять историю происхождения музеев, вспомним о том, что является основой любого из них. Конечно же, это.

Консультация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» В настоящее время, в связи с введением ФГОС, нами, педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации ППРС согласно новым требованиям. ППРС.

Консультация «Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с нарушениями речи» .

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД» Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД» Содержание.

Организация предметно-пространственной среды Ежегодно в городе проходят методические объединения. На одном из них было предложено детским садам представить организацию ППРС. Работая.

Организация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО.

Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского садаОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада Воспитатель МБДОУ «Детский сад №24» Литвинова Наталья Александровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей Организация предметно — пространственной среды в группах и помещениях детского сада.
Опубликовано: 10 декабря 2016 в 06:45
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД