Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду»

Тамара Павловна Исаева
Консультация для воспитателей «Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду»

Слово «вальдорфская» происходит от названия немецкой табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Именно перед рабочими этой фабрики в начале прошлого столетия выступил известный философ Рудольф Штейн. Он предложил создать при фабрике школу для детей рабочих, где бы их учили по системе, отличной от принятой в то время в Германии. Главным в обучении должно было стать развитие душевных сил ребенка, его способности самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. «Воспитание к свободе» - таков был девиз первой вальдорфской школы. И эти слова остались основополагающими для современных вальдорфских педагогов. Через несколько лет при школе открылся вальдорфский детски й сад. Педагогическая система Рудольфа Штейнера нашла приверженцев в разных странах Европы, Америки и Ближнего Востока. Десять лет назад первые вальдорфские детские сады и школы появились и в России.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду“» размещена в разделах

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – драгоценный талант, который, увы, встречается все реже. И, хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, прагматизм, стремление к лидерству и пр., на вопрос, что вы цените в людях, подавляющее большинство людей по-прежнему отвечают: доброту и отзывчивость.

Почти все программы дошкольного воспитания в качестве важной задачи ставят нравственное или социально-эмоциональное воспитание, которое включает формирование положительного отношения к людям. Главным методом такого воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизации дети учатся оценивать поступки и качества персонажей, начинают понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Большинство детей правильно оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей, однако в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от этих известных им правил поведения. Очевидно, что знание моральных норм вовсе недостаточное условие для их соблюдения. Значит, нужно воспитывать не только и не столько правильное поведение, сколько – нравственные чувства, которые позволяют принимать чужие радости и трудности как свои. А это значительно труднее.

Одной из особенностей вальдорфской школы является запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и мышление до 7 лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку и не следует их вводить преждевременно, пока не окрепнут духовные и умственные силы ребенка. Значительно важнее обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая у него желание к различным действиям. Прямое обращение к воле через сопереживание поступкам взрослого составляет одно из важных положений вальдорфской дошкольной педагогики.

Еще одной особенностью вальдорфской дошкольной педагогики является ограничение на всякую оценку ребенка. Оценка – как отрицательная, так и положительная – также является вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Однако, отсутствие оценок вовсе не означает общего безразличия к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви является основой и главным принципом вальдорфской педагогики. Только любовь к ребенку, принятие его индивидуальности позволяют раскрыться и развиваться его неповторимой личности. Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Главным позитивным методом воспитания и основной педагогической установкой в вальдорфской педагогике является подражание воспитателю.

Первые 7 лет жизни дети обладают интуитивной способностью к непосредственному и естественному подражанию. Когда дошкольник воспринимает что-либо, у него возникает стремление к воспроизведению. При этом подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, но скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром. «Все, чего мы хотим достичь в воспитании маленького ребенка, мы должны переносить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада», - пишет воспитатель первого вальдорфского детского сада. Мы воспитываем ребенка своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим. В дошкольном возрасте нравственные чувства ребенка, его доброта и отзывчивость проявляются главным образом в сфере отношений со сверстниками. Сравним характер общения и межличностных отношений детей в обычном и вальдорфском детских садах.

Первое отличие – это отсутствие демонстративности детей. Когда новый взрослый приходит в обычный детский сад, как правило, дети окружают его, и каждый стремиться привлечь внимание к себе. Одни показывают свои игрушки, другие рассказывают о своих успехах, третьи демонстрируют свои умения. В вальдорфском детском саду картина совершенно иная: появление нового взрослого не оказывает существенного влияния на поведение детей. Вежливо поздоровавшись со взрослым, каждый продолжает заниматься своим делом. Причем это дело увлекает ребенка само по себе. Он делает что-то не для того, чтобы выполнить задание взрослого или похвалиться перед сверстниками, или привлечь внимание к себе, а потому что это интересно.

Такое же отсутствие демонстративности отличает и общение детей. В вальдорфском детском саду гораздо больше общаются и разговаривают друг с другом. Они чаще называют товарищей по имени, чаще задают вопросы, обсуждают план игры, чем в обычном детском саду. Но главное различие – содержание детских разговоров. В обычном саду большинство высказываний детей направлено на себя. Чаще присутствуют местоимения «я», «мое», «мне». В вальдорфском детском саду высказывания детей ориентированы на сверстников. И чаще встречаются местоимения «ты», «мы», «наше». Интерес к другому, умение услышать его и поддержать чужую инициативу проявляются не только в разговорах, но и в действиях детей. Игры в вальдорфском детском саду значительно более продолжительны, развернуты и содержательны, чем в традиционном. Это связано не только с полетом фантазии и детским воображением, но и с умением уступить другим, принимать и поддерживать предложения партнеров.

Еще одно очевидное отличие вальдорфского детского сада – общая доброжелательность и миролюбие. В традиционном саду воспитателю то и дело приходится разрешать конфликты детей, в вальдорфском саду конфликты почти не возникают. А если и возникают – их разрешают сами дети. Они охотно извиняются, предлагают примириться, сами находят способы преодолеть недоразумения. Игнорирование агрессивных действий и включение в содержательную деятельность – оказывается более эффективной, чем осуждения, наказание.

Традиционным методом исследования межличностных отношений дошкольников являются детские варианты социометрии. Например, каждого ребенка в группе спрашивают, с кем бы он хотел жить в одном красивом домике, а с кем он не хочет находиться вместе. Обычно, отвечая на оба вопроса, дети называют 2-3 имени, в результате получается так называемая структура детского коллектива : дни дети занимают положение «звезд», другие являются отверженными или «изгоями», третьи вообще незамеченными (изолированными). Так обстоит дело в обычном детском саду. В вальдорфском же все по-другому. Здесь нет ни «звезд», ни отверженных, ни изолированных. Очевидно, что атмосфера в вальдорфском детском саду значительно более благоприятна для развития личности ребенка, чем коллектив с традиционной жесткой структурой. Используя другую методику, выявили особенности сопереживания сверстнику и готовность помочь ему. Двум детям предлагалось раскрасить по образцу контурные изображения рукавичек так, чтобы они получились одинаковые. Набор цветных карандашей делиться поровну, что делало необходимым обмен карандашами и взаимные уступки сверстнику. По ходу дела взрослый несколько раз оценивал действия каждого ребенка – как положительно, так и отрицательно. В процессе проведения такого естественного эксперимента отмечались следующие особенности поведения детей :

- интерес к действиям сверстника и определенное отношение к ним,

- ответ ребенка на просьбу сверстника дать ему карандаш,

- реакция ребенка на поощрения и порицания партнера.

Эти показатели отражают наиболее существенные характеристики межличностных отношений: заинтересованность и доброжелательность, способность помочь и уступить другому, разделить его успехи и неудачи. Практически все дети в обеих группах не были безразличны к действиям партнера. Однако содержание комментариев существенно различалось. В традиционном детском саду подавляющее число высказываний 70% было направлено на привлечение внимания к себе. В вальдорфском детском саду такого рода демонстративных комментариев не встречалось ни разу. Примерно те же различия наблюдались в реакциях детей на поощрения и порицания сверстников.

Когда надо было уступать карандаши сверстнику, 50% детей обычного сада начали договариваться и торговаться. Некоторые дети, 30% отказались уступать карандаши сверстнику. В вальдорфском детском саду 90% детей уступили свои карандаши без колебаний и без всяких условий.

Проведенные наблюдения и эксперименты показали, что характер общения и межличностных отношений в вальдорфском среднем саду существенно отличаются от тех, которые преобладают в обычном. Наиболее существенное отличие заключается в отсутствии конкурентности и демонстративности. Если в обычном детском саду сверстник выступает для большинства детей как противник или конкурент, которого надо превзойти и победить, то в вальдорфском детском саду другой ребенок – это партнер по общему делу, друг, собеседник. Очевидно, что решающую роль в этих различиях играет система воспитания.

Общие принципы вальдорфской педагогики в целом совпадают с современными общепризнанными педагогическими установками. Гуманизация образования, творческое развитие способностей каждого ребенка, уважение к его личности, ориентация на духовно-нравственное воспитание.

Однако методы реализации этих принципов в традиционной и вальдорфской педагогиках существенно различаются.

Главное отличие заключается по-видимому в том, что в вальдорфской педагогике воспитатель не фиксирует внимание ребенка на нем самом. Здесь не оценивают результатов деятельности детей, не сравнивают из друг с другом, не стремятся подчеркнуть достоинства одного и недостатки другого.

В вальдорфском детском саду дети не видят в самом себе центр и цель своего существования и тем более существования других.

Самоутверждение и самооправдание не являются главными побудителями их поведения. Это позволяет им видеть и слышать других вне зависимости от своих ожиданий и оценок, сверстник является для них не средством самоутверждения, а самоценной и самодостаточной личностью. Если отношения конкуренции разобщают детей, то отношения общности и причастности друг к другу и к общему делу связывают их.

Они не сравнивают себя с другими, не пытаются превзойти их и доказать свое превосходство. Поэтому успехи и достоинства товарищей не воспринимаются как собственное поражение, а напротив – радуют и вдохновляют. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Этих детей отличает независимость от чужих оценок, наличие своих замыслов и своих интересов. Все это характерно для воспитанников вальдорфского детского сада и говорит о преимуществах данной системы воспитания, в особенности для воспитания нравственности и гуманности межличностных отношений. Все это свидетельствует о том, что нравственное развитие детей во многом определяется условиями жизни и воспитания ребенка.

Литература:

1. Смирнова Е. О. «Истоки отзывчивости». (по материалам анализа Вальдорфской педагогики) 2001г.

2. Козлова Е. А. «Мой мир»

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, №4 1993 г. ; №1, №2 1994г.

Публикации по теме:

«Эмоциональное состояние ребёнка в детском саду». Консультация для воспитателей Для формирования психики детей раннего возраста главным является эмоциональное благополучие. Педагоги часто сталкиваются с проявлениями.

Консультация для начинающих воспитателей «Технология проектирования в детском саду» Детская субкультура - огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению,.

Консультация для воспитателей «Адаптация в детском саду» Первый приход ребёнка в детский сад вроде и волнующе, но и страшно,так как это плачь, сопли. истерика. Сейчас содрогаются те воспитатели,.

Консультация для воспитателей. Формирование основ пожарной безопасности в детском садуКонсультация для воспитателей. Формирование основ пожарной безопасности в детском саду "Безопасности формула есть: надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности - всё избежать, а где надо - на помощь позвать!" Дошкольный.

Консультация для воспитателей «Обучение девочек и мальчиков в современном детском саду» В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной.

Консультация для воспитателей «Особенности речевого развития дошкольников с ОНР» Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии,.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду» Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться.

Консультация для воспитателей «Роль невербальных средств общения при взаимодействии с родителями» Познать другого- значит сформировать представление о нем, включающие характеристики его вне6шности, характера, способностях ;сведения о.

Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду» Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны.

Консультация для воспитателей «Игровая сказкотерапия в детском саду» Организация пространства кабинета игровой терапии. Идеальная игровая комната достаточна просторна, чтобы ребёнок мог проявлять значительную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду»
Опубликовано: 7 мая 2016 в 22:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД