Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Кира Желудова
Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Цель:

Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах.

План:

Вводное слово

1. Организация сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах

2. Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

Вводное слово

Уже в раннем возрасте у ребенка наблюдаются игровые действия. У него возникает интерес к тем предметам, которые способствуют развитию его движений. Взрослый целенаправленно развивает игру, помогая ребенку воспроизводить элементарные действия вначале с одним предметом, затем такие же действия с другими игрушками и предметами, и наконец 2-3 последовательных, взаимосвязанных действия с какой – либо игрушкой. Руководя играми детей младшего возраста, взрослые помогают им в развитии сюжета, выполнении игровых действий.

Следует отметить, что в педагогическом руководстве игрой существует три основных момента:

1. Игровые действия направлены на детей

2. Игровые действия направлены на воспитателя

3. Игровые действия детей направлены на игрушку

Разберем первый момент.

1. Воспитатель включает детей в игру;

2. Постановка игровой цели (буду печь булочки, и кормить детей)

3. Печет булочки, комментирует свои действия, кормит, угощает, показывает, как понарошку можно кушать.

4. Затем переключаются на другую игровую цель: подвижная игра, или хороводная.

5. После этого возвращаются к основной цели, повторяют процедуру угощения, этот прием способствует запоминанию детьми игровых целей и переходу в самостоятельные игры.

6. переключение детей на самостоятельную игру «Булочек еще много осталось» или «Спросите у игрушек, может быть они хотят?»

2 момент

1 Давайте будем играть, очень хочу играть со Светой, Таней, итд. Можно играть со всей группой, можно с теми, кто подойдет.

2. постановка общей игровой цели, которую они будут реализовывать сами, (я как будто пришла с работы, устала очень, кто мне ребятки приготовит что- нибудь)

3. оказание воспитателем помощи каждому ребенку и тд. (см. стр. 139 Программа «Радуга»)

3 момент

Во всех этих случаях ребенок действует от своего лица, он роль не принимает, он еще только учится выполнять игровые действия. Принять на себя роль, это значит вообразить, представить и обозначить себя кем-то другим: собачкой, шофером итп.

Для ребенка данная ситуация сложная. С одной стороны, я – это я сам, а с другой я – это не я, а это кто – то иной.

Методы и формы организации сюжетно-ролевой игры:

1. Целевой подбор соответствующего игрового материала и размещения его в доступном месте;

2. Участия педагога в играх;

3. Использование художественного слова (потешек, песенок, рассказов, сказок);

4. Организация экскурсий, наблюдений, бесед, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций к книгам;

5. Создание игровых ситуаций;

6. Драматизация знакомых произведений;

7. Создание атмосферы доброжелательности, сердечности;

8. Положительная оценка взрослым действий ребенка.

Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются конкретные представления о каком либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры - создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр кинофильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей.

Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры.

Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, воспитатель может давать им советы, но с уважением относясь к замыслу участников игры. Иногда воспитатель становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль часто не главную, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды. Например, в роли зрителя в театре, спрашивает, где продают билеты, тем самым наводит на мысль сделать кассу. Нередко в игре обнаруживается у детей недостаток знаний об изображаемом; воспитатель делает для себя вывод, что надо подобрать соответствующие книги, иллюстрации, может быть, провести экскурсию. И если детей захватила это игра, они задают много вопросов воспитателю, с жадным интересом слушают его пояснения, чтение книги.

Способность превращаться в другого, появляется у ребенка к 3-4 годам. Формирование этой способности – первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры. И еще один немаловажный фактор - если осуществляя подготовку детей к принятию роли, вы раскроете перед малышом веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребенок может перевоплощаться, вы с младшего возраста будете ориентировать детей на увлекательную неординарную ролевую игру. Следует сразу подчеркнуть, что вхождение в образ взрослого не тоже самое, что принятие роли взрослого. Принятие роли предполагает игровое выполнение действий, которые свойственны данному персонажу. Если ребенок надел шапочку врача и халат и говорит, что он врач, а сам идет играть с кубиками, значит, он пока еще не умеет играть «во врача», т. к. он не ставит градусник итд, т. е не выполняет специфических действий врача. Видя такое, воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ, обозначает себя представителем какой либо профессии, используя для этого выразительный атрибут и показывает 2-3 игровых действия. Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых (мамы, няни, воспитателя и др.) Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, забавы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр детей средней группы: в доктора, в парикмахерскую, в магазин, в самолет и др.

Однако в этом возрасте интерес к сюжету еще неустойчив. Следовательно, дети могут играть совместно лишь при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.

В данном случае педагог стремится не только поддержать интерес к игре, но и помочь детям усвоить нормы общественного поведения. Подражая взрослому, ребенок не только осмысливает и уточняет свои знания, но и перенимает манеры вежливого обращения, интонации, доброжелательности. С усложнением содержания игры возникает необходимость наметить, что будет делать каждый. Вначале детям трудно это решать самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать они его не умеют. Тут особенно нужна помощь воспитателя. Влияя на распределение ролей, составляя некоторый план действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.

У детей 4-5 лет совместная игра обычно начинается с того что кто-то предлагает тему, остальные это предложение принимают, каждый выбирает себе роль. Решили играть в «детский сад», кто – то захотел быть воспитателем, кто-то музыкальным руководителем. Но и остальных привлекают эти роли, возникает спор. На помощь приходит воспитатель, спрашивает, а кто же будет готовить обед детям, кто будет их лечить?. дети вспоминают, что видели на экскурсиях. Так выявляются новые активные роли. Напоминание воспитателя часто служит толчком к самостоятельным предложениям детей, пример: нужен шофер, чтобы возить продукты.

Если в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, то в старшей, и подготовительной группах, важно научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Задача воспитателя – следить за тем, чтобы одни не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре. Воспитатель помогает распределять роли. Делается это по-разному. Если ввести очередность в исполнении главных ролей: вчера один был капитаном, сегодня другой, это будет ошибкой. Не каждый ребенок справится с ролью капитана, от этого пострадает и он сам, и его психика.

В играх небольшими группами дети сами договариваются и выбирают себе подходящую роль. Но в играх большим коллективом, довольно частых в старших группах, распределение ролей требует помощи воспитателя.

Успех игры с большим количеством участников во многом зависит от удачного выбора организатора. В подготовительной группе целесообразно приучать детей выбирать главного с общего согласия, обдумывая и обсуждая, кто лучше все подойдет к этой роли.

Воспитатель приучает детей при обсуждении игры обдумывать, что для нее требуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы, самим изготовить необходимый инвентарь. Подготовительная работа увлекает детей, причем они трудятся уже в образе, в роли, которая им поручена.

Поэтому роль воспитателя должна быть не навязчивой, но очень весомой в данном вопросе, необходимо бережно относится к выдумке детей, сохранять их самостоятельность.

2. Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

Игра дошкольника проходит несколько стадий.

Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-

то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т. д.

Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие

начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один

день и продолжаться на следующий.

И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто

действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять

систему ограничений (норм и правил, которые действуют для всех.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от

особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда

предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные

игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?

Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как

играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.

Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского

ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре.

Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и

не "забил" вашего малыша.

В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления

инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы,

ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает

должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.

Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы

кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность

имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале

предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке,

чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди

других людей. Полезны и карнавальные представления.

В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент

жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Использование макетов в сюжетно-ролевых играх»Консультация для воспитателей «Использование макетов в сюжетно-ролевых играх» Консультация для воспитателей на тему: «Использование макетов в сюжетно – ролевых играх. Чтобы разнообразить детские сюжетные игры, хорошо.

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» №1 (слайд)Какова же основная.

Консультация «Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах» Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает.

Методика организации занятий по рассматриванию предметов быта в разных возрастных группах Методика организации занятий по рассматриванию предметов быта в разных возрастных группах Рассматривание предметов быта в младших группах.

Методика проведения занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам в разных возрастных группах. Методика проведения занятий по обучению рассказыванию в разных возрастных группах и приемы обучения. Младший дошкольный возраст Занятия.

Особенности подвижной игры на разных возрастных этапах Актуальность. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном.

Панно для дидактических игр в разных возрастных группахПанно для дидактических игр в разных возрастных группах Цель: разнообразить подачу программного материала с учетом потребностей и возможностей детского контингента. Вы не увидите здесь неизвестных.

Оснащение уголков по ОБЖ в группах разных возрастных категорий (текст к самой презентации) Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Оснащение уголков по ОБЖ в группах разных.

Специфика проведения математических досугов в разных возрастных группах Досуг – свободное время. Так же как и взрослые дети любят проводить свое свободное время весело, увлеченно и с пользой. Одной из основных.

Структура занятий по звуковой культуре речи в разных возрастных группах Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Весна
  • Лето
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 17:38
+142Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 86.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект во 2 младшей группе «Весна — красна»
Цель: формирование представлений о весенних природных явлениях через разные виды деятельности. Задачи:  Расширять представления детей о...
Сценарий к выпускному «Радуга надежды»
Выпуск 2018 «Радуга надежды» Ведущий 1. Дорогие гости! Сегодня всех нас ждет необычное и волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся...
Презентация на тему: «Дети блокадного Ленинграда»
Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР плана фашистской Германией СССР «Барбаросса». В нём...
Презентация на тему: «Оказание первой помощи при попадании инородного тела в...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» С. ЧУГУЕВКА ЧУГУЕВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ...
Использование мнемотехнологий в детском саду. Из опыта работы
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание...