Консультация для воспитателей «Особенности работы с застенчивыми детьми»

Юлия Бадьярова
Консультация для воспитателей «Особенности работы с застенчивыми детьми»

Консультация для воспитателей.

«Особенности работы с застенчивыми детьми».

Застенчивость весьма распространенный синоним таких слов как: робкий, скромный, несмелый. Но так ли это? Многие современные психологи утверждают, что застенчивость далеко не безобидное временное состояние как страх или радость, а особое психическое состояние, которое может влиять на мышление человека, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства и, наконец, вызывать неловкие, вынужденные, лишние движения руками, ногами, головой.

В. П. Кащенко образно определяет застенчивость следующим образом: «…в то время как страх смотрит в будущее, а печаль обращает свои взоры в прошлое, застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента, такое же частое у детей, как и у взрослых» .

С точки зрения психолога Р. Н. Сиренко, застенчивость представляет собой нарушение эмоционально-волевой сферы и имеет различные степени тяжести.

Один из авторитетных исследователей по проблеме застенчивости Ф. Зимбардо рассматривает застенчивость как социальную фобию, основными проявлениями которой являются постоянный иррациональный страх и желание любым способом избежать ситуаций, в которых человек подвергается пристальному вниманию со стороны окружающих. Робкое и застенчивое поведение продиктовано также боязнью причинить неудобство другим, повести себя так, что собеседник может почувствовать себя униженным или обиженным.

Теперь, когда выяснилось, что застенчивость может помешать ребенку в дальнейшем становлении себя как личности, затормозить его развитие и затруднить его социализацию. Необходимо найти методы по коррекции застенчивости. Данной проблематикой занимаются многие специалисты: педагоги – психологи, социальные – педагоги и у всех свои методы работы.

У воспитателей работа с застенчивыми детьми должна быть еле заметной для ребенка, но эффективной. Потому, что воспитатель находится с ребенком зачастую до двенадцати часов в сутки. И если ребенок отвернется от слишком назойливой воспитательницы, то утерянный контакт будет очень сложно восстановить.

Итак, какие же методы и формы работы моет использовать воспитатель в работе с застенчивыми детьми.

Внушение. Особенность детской психики такова, что они очень сильно внушаемые. И систематическая работа в этом направлении дает очень неплохие результаты. Ребенку необходимо постоянно говорить одни и те же фразы в режимных моментах во время утреннего приема – «как хорошо, что ты пришел», «мы тебя уже заждались», «ребята про тебя уже спрашивали»… во время НОД «у тебя обязательно должно это получиться», «я уверенна ты справишься». Фразы должны говориться искренне, с улыбкой и уверенностью в то, что говоришь, иначе ребенок не поверить (ведь дети очень тонко чувствуют фальшь и ложь).

Убеждение. По типу внушения, различие состоит в том, что убеждение говориться тоном не сомневающегося человека и фразы должны быть построены так, чтобы уже никто не сомневался в их верности: «я точно знаю, что мама скоро за тобой придет», «я уверенна у тебя получиться самый лучший куличик». Однако к такому методу можно прибегать при сто процентной уверенности в результате. Убеждать ребенка в том, в чем сами уверенны. Вселяя в ребенка уверенность в результате, можно установить крепкие доверительные отношения с воспитанником, а это очень поможет в работе с застенчивыми детьми.

Поощрение. Еще одна форма работы с застенчивыми детьми. Постоянно хвалить и подбадривать ребенка даже за незначительные успехи, необходимо постоянно. Ведь когда он чувствует, что его труд замечают и оценивают, ему хочется продолжать работать в этом направлении.

Так же к системе поощрений можно отнести упражнения и игры, которые преследуют несколько целей: повышение самооценки – «Хорошие слова, «»Комплименты», «Самый лучший», снятие мышечного напряжения - «Сосулька» выполняется следующим образом: дети максимально сжимают кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку, на выдохе разжимают. Выполняя упражнение «Бабочка»: дети сводят лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки, и разводят на выдохе (бабочка расправила крылышки, умение самоутверждаться через игры драматизации - «Робот», «Гадкий утенок». Игра «В зоопарке» учит детей перевоплощению из слабого в сильного, из злого в доброго, из трусливого в уверенного.

Преодолению застенчивости могут помочь игры – пантомимы, благодаря которым ребенок учится выражать свои эмоции и распознавать эмоции, которые дети пытаются передать при помощи мимики и жестов: «Где мы были, не скажем – а что делали, покажем», «Что изменилось?», «Кто пришел?», «Что это такое?», «Изобрази эмоцию». Игры «Сломанный телефон», «Кто спрятался?», «Чей предмет?» способствуют развитию умения детей проявлять внимательность к другим людям, концентрироваться на других людях, что является важным умением для застенчивых людей.

В данной статье я рассмотрела лишь часть методов и форм в работе с застенчивыми детьми. Безусловно данная работа не может проводиться воспитателем в одностороннем порядке, в комплексе должны подключить свои методы работы педагог- психолог, социальный – педагог, логопед. А также родители, ведь никто другой не знает лучше своего ребенка. Родители могут подсказать воспитателю особенности поведения ребенка той или иной ситуации. Качества личности на которые следует обращать пристальное внимание в процессе воспитания и обучении. А на каких, лучше наоборот не заострять внимание. Так же воспитатель может посоветовать родителям. в домашних условиях применять, часть методов используемых в детском учреждении.

Преодоление застенчивости раннем детстве, безусловно положительно скажется на становлении личности. И чем раньше начнется работа в данном направлении, тем быстрее она даст свои результаты.

Список используемой литературы:

1. Ф. Зимбардо «Застенчивость». Москва 2000.

2. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду», Москва 1974 год.

3. Собственные методические разработки.

Публикации по теме:

Особенности работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" Данная работа посвящена одной из актуальных проблем –эмоциональному.

Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми. Преодоление застенчивости Застенчивость – состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности работы с застенчивыми детьми»
Опубликовано: 1 января 2014 в 16:23
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....