Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Ольга Алешина
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Консультация для воспитателей на тему: Патриотическое воспитание дошкольников.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, поселке; усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационном, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя в определённый временной период, определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Центральным звеном социализации процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром - является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где вырос, и, безусловно, к Родине. Что соответствует принципу личностно-ориентированной дидактики.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Анализируя свой опыт работы по патриотическому воспитанию, прихожу к выводу о неразработанности проблемы включения основ краеведения в образовательную практику детского сада. В нравственно – патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

- ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе доминирующих целей базовой программы;

- введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам;

- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг;

- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего;

- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, посёлка, территории детского сада, охране природы и т. п.);

- привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья;

- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;

- созданию такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др., позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты;

- организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Тамбову должны передаться детям;

Выстраивая работу по ознакомлению дошкольников с родным городом необходимо помнить о следующих принципах.

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия: любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключаются в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Тамбова.

Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих появлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественно-научные, художественно-эстетические и др. Кроме того «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие дети могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них. Так создаётся детское сообщество.

Самое сложное в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

- сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др. ;

- обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить: Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Что может означать название нашего города? Как можно догадаться, что кремль – это крепость);

- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;

- используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными терминами.

Каждый момент ознакомления детей с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Итак, построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

- Воспитывать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Тамбовского края.

- Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье,дому, стране.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (Достопримечательности. Культура. Природа).

- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях: административно-управленческом, организационно-методическом, воспитательно-образовательном. Если методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учёта интересов. Если педагог отбирает краеведческий материал в соответствии с целями развития ребёнка, его возрастными особенностями и интересами; обогащает развивающую среду материалами о Тамбове (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.); согласует тематику занятий по ознакомлению с Тамбовом с тематикой других занятий, с играми детей; создаёт условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (даёт детям возможность проявить своё творчество); обеспечивает эмоциональное благополучие ребёнка; проводит диагностику изменений в его развитии.

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

1. «Где что находится?»

2. «Узнай и назови место (здание, памятник)»

3. «Знатоки Тамбова»

4. «Кто больше подберёт слов-определений о Тамбове, о Цне, о фонтанах?»

5. «Закончи предложение»

6. «Найди отличия»

Творческие задания для детей

1. Мой дом

2. Улицы города

3. Город Тамбов

Игровые упражнения

1. «Всё ли правда? Докажи»

2. «Тамбовские загадки»

Публикации по теме:

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе. «Мой город в цвете»Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе. «Мой город в цвете» Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке).

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 24 марта 2013 в 12:33
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...
Танец «Ярмарка». Фрагмент осеннего утренника, посвященного Дню Народного Единства.
Еще одним незабываемым моментом на осеннем утреннике стал танец "Ярмарка", представленный танцевальным коллективом "Сафи-данс". Этот танец ребята разучивали...