Получи документы

Консультация для воспитателей «Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»

Вера Сорочан
Консультация для воспитателей «Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»

Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ

Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия.

Эта тенденция затрагивает образовательный процесс в дошкольном образовании.

Гуманизация педагогического процесса непосредственно связана со сферой общения «воспитатель - ребёнок». Ребёнок воспринимает взрослого как идеальный образец для подражания, поэтому доброжелательность взрослого - важнейшее условие формирования гуманных чувств и отношений к сверстнику.

Публикация «Консультация для воспитателей „Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах

Общение является коммуникативной деятельностью, это значит, что можно говорить о развивающем значении педагогического общения для ребёнка. Вхождения в социум связано с изучение нравственных правил, однако их знание ещё не означает, что ребёнок будет их придерживаться. Рост нарушения правил может быть связан с тем, что они не стали действенными, т. е. личностно- значимыми, а именно не было выработано эмоциональное отношение к правилам. Важно что - бы ребёнок осознавал возможные последствия своих поступков. Для того что- бы ребенок осознавал свои поступки, они должны бать эмоционально окрашен, эмоциональный отклик на ситуацию.

Основные направления совершенствования работы детского сада:

1. Гуманизация педагогического процесса;

2. Раскрепощение условий жизни детей;

3. Создание обстановки благополучия.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО реализация этих направлений связана с изменением взгляда на ребёнка, признанием самоценности дошкольного детства.

Особую значимость приобретает задача создания благоприятного климата детском саду.

Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка. Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, общения.

Результат- преобразование в познавательной, эмоционально - волевой и личностной сферах.

Что же такое общение? Большинство исследователей, изучающих проблему общения, определяют это понятие как взаимодействие людей. Исследователи проблемы педагогического общения по - разному истолковали это понятие, но многие подчёркивают, что этот вид общения осуществляется профессионалом для реализации педагогических функций, решение которых применительно к ребёнку дошкольного возраста.

Педагоги и психологи, которые занимались проблемой педагогического общения :

А. А. Леонтьев;

В. А. Кан – Калик;

Е. А. Панько. Истолковывали «Педагогическое общение по разному».

А. А. Леонтьев: «Педагогическое общение – это профессиональное общение, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата.»

В. А. Кан - Калик: «Под профессиональным педагогическим общением мы понимаем систему приёмов и навыков органичного социально – психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия»

Е. А. Панько: «Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемым с целью их познания, оказание воспитательного воздействия, организация педагогических отношений, формирование благоприятного психологического климата»

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны : функционально – ролевую и личностною.

Функционально – ролевая сторона взаимодействия педагога с ребёнком обусловлена тем что воспитатель организует и направляет деятельность детей, контролирует результат. В данном случае дети воспринимают взрослого не как личность, а лишь как контролирующее лицо.

Личностная – сторона педагогического взаимодействия, связана тем что воспитатель, взаимодействует с детьми, передаёт им сою индивидуальность. Тем самым личностная сторона в большей мере затрагивает мотивационно – ценностною сферу детей. Но как практика показывает оптимальным вариантом выступает педагогическое взаимодействие в котором функционально – ролевое и личностное взаимодействие осуществляется в комплексе.

Педагогическое общение характеризуется определённым стилем. В психолого – педагогических исследованиях используются близкие к этому термину понятия: тип или стиль отношений, руководства.

Традиционная классификация стилей педагогического взаимодействия :

Авторитарный

Демократический

Либерально – попустительский.

Классификация стилей включает так называемые промежуточные стили.

Активно – положительный: педагог проявляет к детям эмоционально – положительную направленность. Педагоги наиболее высоко оценивают положительные качества детей.

Ситуативный: педагогу свойственна эмоциональная нестабильность, подвержен влиянию конкретных ситуаций, вспыльчив, непоследователен.

Пассивно – положительный: педагогу такого стиля свойственна положительная направленность к ребёнку, но в то же время ему присущи замкнутость, сухость. Разговаривает с детьми преимущественно официальным тоном.

Активно – отрицательный: педагог даёт низкую оценку своим воспитанникам, проявляет резкость и раздражительность.

Пассивно – отрицательный: педагог мало проявляет интерес к воспитанникам, чаще эмоционально вял. Равнодушен к успехам подопечных.

Основные стратегии педагогического взаимодействия – конкуренция и кооперация (личностно – развивающийся) .

Конкуренция предполагает борьбу за приоритеты, которая проявляется в конфликте: деструктивном и продуктивном.

Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию, расшатыванию взаимодействия, порождая стрессы.

Продуктивный возникает тогда когда столкновение сторон порождает различные точки зрения на какую либо проблему, её решения.

Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения.

В психолого – педагогической литературе по общей педагогике выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия.

1) Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;

2) Введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности;

3) Организация совместной деятельности;

4) Оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;

5) Организация коллективных игр;

Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия – организация совместной деятельности детей.

Это даёт возможность перейти от монологического стиля общения («педагог - дети») к диалогическому, от авторитарной формы – к демократической.

При этом меняется позиция воспитанника : из пассивного (объекта воздействия) переходит в активную.

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.

Литература.

1) Лисина В. Р. Журнал «Управление» :.М., 2014 г.

2) Кан — Калик В. А. «Учителю о педагогическом общении» :. М., 1989 г.

3) Леонтьв А. А. «Педагогическое общение» :. М., 1979 г.

4) Панько Е. А. «Психология педагогического взаимодействия» :. Минск. 1993 г.

Публикации по теме:

«Социализация личности дошкольника в процессе ознакомления с художественной литературой». Консультация для воспитателей Человек, как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и психологический фундамент личности.

Консультация для воспитателей «Адаптационный период в педагогическом процессе дошкольного учреждения» Адаптация (от латинского слова «adapto» - «приспособляю») - процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных.

Консультация для воспитателей «Формирование личности ребёнка в процессе труда» Трудолюбие -очень сложное свойство личности, оно является скорее результатом, чем начальной стадией трудового воспитания. У ребёнка не может.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития» Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Формирование.

Консультация для педагогов ДОУ «Русские народные игры-забавы в образовательном процессе» Консультация для педагогов «Русские народные игры-забавы в образовательном процессе» Подготовил: музыкальный руководитель Седова Е. Б..

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС» Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС. Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ.

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми дошкольного возраста» Личностно-ориентированное взаимодействие: 1)Обеспечивает-развитие личности,поддержку её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Консультация для воспитателей «Реализация инновационной технологии портфолио в процессе работы с детьми 2–3 лет» Цели работы: Создание условий для реализации технологии портфолио с целью всесторонне задокументировать достижения ребенка, отразить динамику.

Консультация для воспитателей «Мир фантазии и творчества детей в процессе работы с природным материалом» Природа очень сказочно богата своим разнообразием красок. Детям очень нравится собирать осенние листья, цветы, плоды, корни, ветки, кору.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с социумом» ДОГОВОР Между муниципальным казенном дошкольным образовательным учреждением «д/с № 27» и муниципальным казенным учреждением культуры ДК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 15:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД