Первоначальное формирование моральных представлений и норм у детей старшего дошкольного возраста

Елена Богомолова
Первоначальное формирование моральных представлений и норм у детей старшего дошкольного возраста

Первоначальное формирование моральных представлений и норм.

Личностные свойства детей, их способности, черты характера, особенности психических процессов восприятия, памяти проявляются и формируются в деятельности, руководимой взрослым. Именно под, руководством взрослого ребенок актива включается в жизнь, осваивая правила поведения, овладевая знаниями. Но знание правил, к примеру, у четырехлетнего ребенка, еще не означает, что он всегда будет руководствоваться ими. Да, в вербальном плане его поведение может соответствовать нор мам, но в реальном, если нет прямого внешнего контроля, не исключены проявлена эгоизма.

Морально воспитанную личность, подчеркивает Л. И. Рувинский, характеризует внутреннее принятие нравственных норм, когда внешние требования переходят в требовании к самому себе. «Только в этом случае усилия направленные на свое нравственное развитие становятся важным фактором процесса социально-нравственного воспитания». Отсюда вытекает и решение педагогической задачи.

В этой связи естественно возникает вопрос: в каких условиях нравственные убеждения будут перерастать в реальное нравственное поведение? А. А. Люблинская отмечает: формирование нравственного поведения у детей требует единой системы, куда включены моральные знания, отношения и действия. Но ребенок усвоит их в том случае, если установит с окружающими реальные практические взаимоотношения, которые обеспечат ему овладение правилами и нормами, станут регулятором его поведения. Именно регулятором поведения. Ведь кроме умения видеть партнера надо еще научиться слышать его. Иными словами, воспринимать то, что и как он говорит тебе о твоих достоинствах и недостатках, - открыто, по-доброму, с искренней заботой или с недобрым удовольствием отмечает недостатки и тем самым утверждается. Сформулированные условия перехода от нравственного сознания к нравственной практике должны отражать внутреннюю структуру процесса перерождения.

Как считает В. А. Петровский, формирование субъективной позиции возможно в ситуации деятельности в условиях межличностного взаимодействия. Этому будут способствовать возрастающие представления и понятия об окружающем мире, возрастающая произвольность психических процессов, способность к усвоению связей между предметами и явлениями окружающего мира, появление познавательных интересов.

Представления, как известно, менее ярки и устойчивы, чем восприятие. Разница объясняется тем, что психические процессы, возникающие при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств, протекают более активно, чем тогда, когда мы что-либо представляем. Представления более изменчивы, подвижны, в них больше обобщенности. В отличие от восприятий, которые всегда дают образ, отображающий предмет или явление предметного мира, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к окружающему. Они возникают в сознании в связи с какими- нибудь образами, которые выступают в качестве их носителей. Серьезное препятствие для «переноса» - постоянное расхождение формальных знаний, которые дети получают от взрослых, наблюдая за фактами повседневной жизни. Каждый ребенок оказывается преданным тому взрослому, от кого зависит, идентифицирует себя с ним и использует его как модель. У дошкольников рано обнаруживаются расчлененные и устойчивые позна-вательные интересы, которые дают впоследствии поразительные успехи.

А. Валлон считает: познавая окружающее, ребенок начинает выделять себя как постоянное существо. JI. Кольберг исходит из того, что в психическом развитии детей не только формируются знания об окружающем мире и нравственных критериях, но и происходит эмоциональное развитие. Все связано с познавательными процессами. По мнению 3. Фрейда, развитие психики ребенка - приспособление к окружающей сфере, преимущественно враждебной. С точки зрения психоанализа основа психического развития детей - не интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы. Познавательное развитие - это следствие мотивационного, где предмет внимания ребенка (люди, история, будущее) лежит вне его субъективного мира.

Основная установка детства - подготовка к самостоятельности - принимает форму приспособления, изучения, сознательного подражания, мечтательного построения будущего.

По мнению П. Е. Кряжева, наличествуют различные формы усвоения норм морали со своими психологическими особенностями. Речь идет о ситуациях, требующих совершения морального поступка, специальной ситуации, позволяющей индивиду преодолевать трудности, обсуждать и оценивать поведение, нормы морали и нравственные принципы. Однако норма морали, взятая вне процесса ее ценностного образования, бедна по содержанию. Оценивать ребенка в случае нарушения им норм поведения должны и взрослые, и он сам. Взрослый задает общественно выработанные эталоны, специальные средства. Постепенно внешние действия с внешними предметами сокращаются, автоматизируются, действия переходят в умственный план, эталоны - в содержание памяти, ориентировка становится операцией в структуре целостного действия. Такого рода ориентировки превращаются в восприятие, если направлены на внешние признаки объектов, развивают мышление, если направлены на существенные связи между предметами, на смысл последствий совершаемых действий. В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании - умением управлять внутренним и внешним планом действия и контролировать их, в памяти - соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у детей способность вызывать образы и произвольно манипулировать ими при помощи речевых инструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать

внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе их полноценного усвоения ребенком. Детство - это период роста, развития, обучения, период парадоксов и противоречий, без которых нельзя представить процесс развития.

В психологии наметились два подхода к раскрытию природных основ умственных способностей: редукционистский, измеряемый тестами интеллекта, и системно-структурный. Последний представлен работами Т. А. Ратановой и Н. И. Чуприковой. Ученые рассматривают интеллект как способность извлекать из потоков текущей информации значимые инварианты, в том числе высокой степени точности и абстрактности. Речь идет о способности индивида избирательно оперировать существенными для каждой данной задачи инвариантами, соответствующими определенным признакам, свойствам и отношениям вещей и явлений, отделять их от сопутствующих несущественных деталей, свойств, признаков и отношений. Условия возникновения этой избирательности,

Принятие этических норм и формирование моральных чувств - часть общего процесса активного проникновения ребенка в жизнь взрослых, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков.

Стадия нравственного релятивизма - понимание того, что правила создают люди на основе взаимной договоренности и что их можно изменять, - достигается позже. Отсюда и осознание того, что нравственность поступка зависит не только от его последствий, но и от намерений. «Рождение» этой стадии происходит благодаря выполнению требуемых норм поведения, воспринимаемых как обязательное условие получения одобрения со стороны взрослых для тех взаимоотношений, в которых дошкольник испытывает потребность.

Диапазон моральных проявлений расширяется постепенно, ассоциируясь с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя; точнее осознаются и моральные нормы. По мнению А. А. Реана, к основным положениям, выражающим связь моральных норм и образа Я, следует отнести: самосознание как фактор моральной саморегуляции; форму самосознания с расслоением целостного образа Я на Я-реальное (каким ребенок видит себя в настоящий момент) и на Я-потенциальное (каким ребенок мог бы быть при реализации субъективно воспринимаемых не задействованных личностных качеств, в том числе и негативных); стремление сохранить исходный положительный образ себя; соблюдение моральных норм и принципов. Синкретизм нерасчлененности Я и не-Я сменяется противопоставлением себя сначала миру, потом другим людям, затем установлением согласованности и оппозиции, взаимности и разобщенности.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы»Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме "Домашние птицы". 2. формирование лексико-грамматического строя речи.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Насекомые и пауки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Первоначальное формирование моральных представлений и норм у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 13:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...