Консультация для воспитателей по гендерному воспитанию дошкольников

Алена Поздеева
Консультация для воспитателей по гендерному воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей по гендерному воспитанию дошкольников.

Дошкольный возраст – важный период для

воспитания культуры гендерных взаимоотношений

детей. Именно в данный период у них формируются

первоосновы качеств мужественности и женственности,

первые длительные взаимоотношения, модели

поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу,

полоролевая «Я-концепция».

Половая принадлежность ребенка – важный

фактор, от которого зависит его развитие и социальное

поведение.

Пол – (от лат. genero – рождаю, произвожу) – это биологические различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер – (от английского gender, от лат. gens – род) – обозначает «социальный пол», т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений. Такие важные субъективные проявления, как активность, самостоятельность, инициативность, избирательность, свобода выбора, целеустремленность, творчество, необходимо развивать у детей обоего пола.

В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты, становление позиций мальчика и девочки как субъектов социальных отношений; формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.

По мнению исследователей наиболее сенситивным (благоприятным) возрастом для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей является старший дошкольный, т. к.

именно в этом возрасте наблюдается консолидация (объединение) детей со сверстниками своего пола. Это, прежде всего проявляется в сюжетно-ролевых играх детей, в которых они подражают социальным ролям взрослых. Для игры они группируются по признаку пола, т. к. именно в старшем дошкольном возрасте возникает особый интерес к детям своего пола, специфическое чувство «мы» («мы – мальчики», «мы – девочки»). Поэтому сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, и в целом полоролевого развития. Она позволяет приобщиться ребенку к самым разнообразным сферам жизни взрослых.

В последнее время гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста привлекают специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационоально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки:

• быстрее схватывают новый материал;

• легче усваивают алгоритмы и правила;

• любят задания на повторение;

• чаще используют ближнее зрение;

воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

• лучше обучаются последовательно – «от простого к сложному»;

• новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

Мальчики:

• труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

• им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;

• лучше выполняют задания на сообразительность;

• не терпят однообразия;

• лучше выполняют задания при ярком свете;

• новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного) .

Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.

• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

• Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности выполнения вашего задания.

• Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы.

• Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

• Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они долго не могут долг оудерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестает вас слушать и слышать.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Девочки и мальчики — два разных мира» (гендерная социализация дошкольников) «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо Концепция. Современный, быстро меняющийся динамичный.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для воспитателей по гендерному воспитанию дошкольников
Опубликовано: 26 января 2014 в 18:03
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...