Консультация для воспитателей по теме: «Методические требования к подготовке и проведению наблюдений и экспериментов»

Наталья Гришина
Консультация для воспитателей по теме: «Методические требования к подготовке и проведению наблюдений и экспериментов»

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Наблюдение за явлениями природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Задача воспитателя – развивать и наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Наблюдение является также и методом экологического воспитания, актуальность которого диктуется современными условиями.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с постановки педагогом конкретных задач.

Случайные эксперименты и наблюдения специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в зависимости от той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное на участке (например на участке увидели бабочку, в «Уголке природы»(например расцвел цветок).Однако это не значит, что ситуативные наблюдения или эксперименты проводить просто. Важно, чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, воспитатель должен обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае, интереснейшие события пройдут мимо него непонятными и незамеченными. Отсюда следует, что воспитатель должен повышать самообразование в разделах биологии, географии, экологии, землеведения. Педагог должен быть сам готов разглядеть в природе новое и интересное. Проводя прогулку с детьми важно выискивать в природе те явления, которые могут заинтересовать детей, быть для них интересными, пополнить багаж знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции или отклик.

Плановые наблюдения и эксперименты.

Подготовка к запланированных наблюдений и экспериментов начинается с постановки педагогом конкретной задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и используя соответствующую литературу. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу,

Которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает к обсуждению методики и хода эксперимента. Не желательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей тишины, работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из вида тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Из- за этого в работе детей возникает десинхронизация. Это вполне естественно, оно проявляется не только в детской, но и во взрослой аудитории.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулировка выводов. Иногда это можно сделать в словесной форме, иногда избирать другие способы.

После экспериментирования дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место- помыть (например совочки или палочки) и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор, вымыть руки с мылом. Временные рамки эксперимента определяются многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, то эксперимент следует отложить, если наоборот, интерес велик, работу можно продолжить сверх запланированного времени. (в зависимости от ситуации).

Эксперименты как ответ на детские вопросы.

Помимо запланированных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводят как ответ на вопрос ребенка.

К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину,проведя несложное наблюдение : «А ты сам посмотри, что будет в тепле со снежинкой», «Дети, Маша спрашивает, будут ли воробьи прилетать к кормушке, если положить туда семечки и крошки? Давайте проверим!» В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

Публикации по теме:

«Волшебный теремок»«Волшебный теремок» Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу, заставляя.

Экологический проект «По осенним тропинкам». Старшая группа Экологический проект «По осенним тропинкам». Актуальность. Наблюдение за детьми во время прогулок выявило несколько проблем. Во-первых,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация для воспитателей по теме: «Методические требования к подготовке и проведению наблюдений и экспериментов»
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 20:23
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....