Получи документы

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи»

Садыкова Ильзира
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи»

Правильное произношение звуков в словах, в самостоятельной речи, четкая их артикуляция и различение на слух являются необходимыми условиями для успешного овладения грамотой. Поэтому воспитание у дошкольников чистого произношения звуков во всех словах согласно нормам орфоэпии русского языка, а так же хорошей дикции, выразительности речи должно осуществляться до поступления ребенка в школу.

Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание звуковой культуры речи“» размещена в разделах

Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у детей дошкольного возраста и является естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи : благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные - задерживают.

Чтобы научиться правильно и чисто говорить на родном языке, дети должны слышать вокруг себя правильную речь. Нередко недостатки произношения звуков и слов детьми являются следствием того, что окружающие говорят не правильно, что в разговоре с ребенком взрослые подделываются под детскую речь, начинают сюсюкать, картавить. Копирование взрослыми детской речи совершенно недопустимо.

Одна из задач воспитания звуковой культуры речи детей – воспитание выразительности речи как в разговоре с окружающими людьми, так и в рассказывании, чтении стихов. Чтобы воспитывать у детей выразительную речь, правильный, спокойный тон, взрослые должны и в этом отношении быть примером. Тогда ухо ребенка с детства привыкает к правильным, выразительным интонациям.

Подражание интонациям окружающих, с одной стороны, понимание содержания и эмоциональная насыщенность речи, с другой – вот что делает речь ребенка выразительной. Поэтому, недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка : насмешка, поддразнивание или жалость, когда к ребенку относятся, как к больному. И то и другое обижает ребенка, заставляет его замыкаться в себе, сторониться, усугубляет его неприятные переживания.

Детям младшего дошкольного возраста 3-4 лет, в силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата, свойственно неправильное произношение наиболее трудных звуков. Но родителей плохая речь детей настораживает только в 6-7 лет. Хотя к этому времени у детей вырабатывается привычка не чистой речи, нередко связанная с не правильным воспитанием. Поэтому важно предупредить и исправлять недостатки звукопроизношения вовремя, до того момента, когда они укореняются. Особое внимание воспитанию правильной речи необходимо уделять,когда процесс ее развития происходит наиболее интенсивно, а именно в дошкольном возрасте. Взрослые учат ребенка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию. Развитие речи не происходит спонтанно. Конечно, между детьми существуют различия : одним достаточно хорошего примера взрослого, другие нуждаются в активной помощи логопеда. Усвоение звуковой системы языка во многом определяется развитием речедвигательной сферы и речевого слуха. Поэтому полезно в игровой форме проводить разнообразные упражнения по развитию артикуляционного аппарата. Учитывая, что у дошкольников окончательно еще не сформировалось речевое дыхание, рекомендуется использовать игры- забавы на формирование речевого дыхания :

1) пускание мыльных пузырей

2) игра «Кто забьет больше голов»

3) игра «Веселые гонки на воде» и другие.

Проводят эти упражнения 2-3 минуты, нужно следить, чтобы дети пользовались диафрагмальным дыханием.

Для развития мышц языка и губ полезны упражнения на звукоподражание :

-крикам животных (мяу-мяу, ко-ко-ко)

-музыкальным инструментам (там-там, бум-бум, динь-динь)

-разным предметам (би-би, тик-так).

Организуется целая серия статических подготавливающих упражнений по типу «Игры веселого язычка» («Лопаточка», «Чашечка», «Горка» и т. д.) . Каждое упражнение выполняется четко, медленно, по 8- 10 раз.

Проводят и динамические подготовительные упражнения : «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр» и т. д.

Развитию правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста способствует воспитание умения внимательно слушать и слышать речь окружающих, совершенствовать слуховое восприятие.

Для развития речевого слуха полезны дидактические игры, в которых перед детьми ставятся задачи :

-угадать источник звука (игра «Кто тебя позвал?»)

- характер звука (стук по стеклу, дереву, шелест бумаги)

- услышать разницу в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (бочка – почка, мишка –миска).

- игра «Послушайте, о чем говорит комната (улица?»

(детям предлагается помолчать, закрыть глаза, внимательно послушать окружающие их звуки : тиканье часов, жужжание мухи, чириканье воробьев, гудки автомобиля, журчание воды и т. д.)

Постепенно у детей воспитывается умение услышать часто повторяющийся звук в словах. Это подготовка ребенка к предстоящему овладению звуковым анализом слов. Можно предложить детям прослушать стихотворение, где интонационно выделяется заданный звук. Услышав его дети хлопают в ладоши или поднимают соответствующую карточку- символ (карточка жука –для звука «Ж») :

Жук упал и встать не может

Ждет он кто ему поможет.

Вызывание звуков чаще проводится по подражанию. Приступая к показу артикуляции звука, необходимо привлечь как можно больше анализаторов : слух, зрение, осязание и вибрационное чувство.

Устранение недостатков произношения свистящих, шипящих, соноров осуществляет учитель-логопед. Далее проводятся игровые упражнения на закрепление правильного произношения и различения поставленных звуков.

Игра «Какой звук убежал.Называется слово, в котором пропускается звук «С» или «Ш». Ребенок угадывает все слово и находит на столе соответствующую картинку (МА_ИНА, МА_ЛО, КА_А, КУ_ТЫ, _ИЛО, ПО_УДА ит. д.)

Игра «Найди отгадку к этой загадке»

В коридоре топот ног,

Это всех зовет…. (звонок).

Из упрямства ни на шаг

Не продвинется …. (ишак).

Игра «Для каждой отгадки своя грядка»

Оформляется «огород», на котором обозначены разные грядки: на одной «вырастают» картинки со звуком «Р», а на другой со звуком «Л».

Слова: редис, лук, репа, свекла, редька, салат, помидор, огурец, ит. д.

Заучивание стихотворений, которые насыщены определенными звуками :

Зачем у маленькой хозяйки

Зеленый зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб прятаться от волка

Под этим зонтиком из шелка.

На дворе горка,

Под горкой норка.

В этой норке крот,

Норку стережет.

Отгадывание загадок (отгадки то же могут быть на определенный изучаемый,отрабатываемый звук) .«Мои загадки – твои отгадки»

1. Кто один имеет рог?

Отгадайте -(носорог).

2.«Я в землянку угодил»,-

Горько плачет (крокодил).

3. Цветное коромысло

Над рекою повисло.

Как дождик пройдет-

Оно расцветет. (радуга).

Стихи-смешинки:

Маша ела, хохоча,

Гречневую кашу.

Отмывали два часа

Гречневую машу.

Мокрым веником Егор

Так и хлещет Ваню.

Генеральная уборка

Превратилась в баню!

Считалочки:

1. Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждая:

«Если я куплю билет,

Кто я,заяц –или не?»

2. У реки росла рябина.

А река текла, рябила.

Посередине глубина.

Там гуляла рыбина.

Эта рыба- рыбий царь-

Называется –пескарь.

Литература:

1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. – М. ,1994.

2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. ,Просвещение, 1989.- 239с.

3. Светлова И. Е. Домашний логопед. – М. : Изд-во Эксмо,2006.-256с.

Публикации по теме:

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п.

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшейКонспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей Тема: «Путешествие в страну звуков и буквкв»[/b] Цель: Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей! Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание.

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Козлова Наталья Витальевна Цель семинара:.

«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста УРА! УРА! — идёт парад. Параду рад мой младший брат. Кричит парад: — УРА! УРА! А младший брат: — УА! УА! Для чего и зачем обучать грамоте.

Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

Воспитание звуковой культуры речи детей, ее значение для развития личности дошкольника Цель: развитие слухового внимания, формирование правильного звукопроизношения, выработка правильного речевого дыхания, умелое использование.

Конспект ООД по развитию звуковой культуры речи Цель Создание условий для фонематического. восприятия детей. Задачи : 1. Учить определять позицию звука в слове на слух. 2. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи»
Опубликовано: 21 октября 2017 в 08:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД