МААМ-картинки

Консультация для воспитателей по экологическому развитию «Интерес к природе»

Ирина Дружинина
Консультация для воспитателей по экологическому развитию «Интерес к природе»

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирования у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени. Психологи считают, что интерес в своём развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать не ведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлётворённости. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети ломают ветки деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнёзда, мучают животных. Объясняется это тем. Что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и её охране, не были сформированы нравственные чувства и природные мотивы. Интерес к природе у дошкольников проявляется:

Публикация «Консультация для воспитателей по экологическому развитию „Интерес к природе“» размещена в разделах

1. в стремлении познать природу

2. в течении (слушании) книг о природе

3. в деятельности по защите природе

4. в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации

5. в увлечениях, связанных с природой

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействует и развитию увлечения, и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и её охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности. Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр фильмов о природе : проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. В качестве примера предлагаем беседы для старших дошкольников «Поможем природе и «Растения просят помощи».

На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов само регуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочерёдными.

Теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников эко центрического и экологического сознания, основанного на представлении о единстве и взаимозависимости всего живого на Земле; с другой – практическая деятельность, значительного большинства воспитателей по ознакомлению с окружающем миром, которая строится на основе традиционных принципов. До сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и некрасивых, отмечаются негативные по отношению к какому – либо виду, либо неправильные суждения.

Именно по этому человек не ложен вмешиваться в естественное течение жизни, «улучшать» среду обитания, ввозя неизвестные в данной местности виды или истребляя существующие. Любая «помощь» природе должна быть хорошо продумана, основываться на знании законов природы, учитывать потребности отдельных видов и предугадывать возможные последствия того или иного действия.

Часто воспитатели задают вопрос : «Как объяснить детям, что любого хищника надо охранять? Ведь он поедает других животных». Особенно дети жалеют зайчика, вероятно вследствие того, что он является героем сказок и мультфильмов. Однако роль хищника в природе определяется именно регулированием численности его «жертвы». Кроме того, растительноядные животные тоже поедают живые организмы – растения. Значит, заяц не лучше и не хуже волка. Однако не правы те воспитатели, которые используют словосочетание «природа жестока». Её законы – результат иной, не всегда понятной человеку логики, но соблюдать их не обходимо, если мы хотим существовать в нормальном мире.

На современном этапе экология всё чаще практикуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из – за ухудшающего состояния окружающей среды, нашёл своё отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.

Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое своё действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты к развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения, и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности родителей, поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляем соответствующие стенды, проводим консультации, экскурсии, нетрадиционные родительские собрания, в которых участвуют дети.

Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности, проводя праздники, игры экологической направленности и привлекая к этой работе родителей. Воспитатель способствует экологическому воспитанию ребёнка, развитию активного и ответственного отношения к природе.

Публикации по теме:

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил.

Консультация «Интерес ребёнка к учёбе» Интерес ребёнка к учёбе. Успехи школьника зависят как и от самих детей, так и от родителей. Эти простые советы помогут проявлению у школьников.

Консультация для родителей «Как привить ребенку интерес и любовь к книгам?» Консультация для родителей «Как привить ребенку интерес и любовь к книгам?» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Консультация для воспитателей «Как воспитать у детей интерес к рисованию» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в природе» Консультация для воспитателей: «Развитие речи при ознакомлении с природой». Учитель-логопед МБДОУ № 72 "Кораблик" : Клюхина С. В. г. Мытищи,.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Воспитание любви к природе»Консультация для воспитателей «Воспитание любви к природе» Важно, чтобы у ребенка формировались сезонные представления о природе. В разное время года устраивайте свои интересные и увлекательные путешествия.

Консультация для воспитателей «Воспитание положительного отношения к труду через познавательную деятельность в природе» Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – задача дошкольного педагога. Одна.

Консультация «Как воспитывать у детей интерес к чтению» КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ Чтение в начальном обучении играет исключительно большую роль в образовании, воспитании и развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей по экологическому развитию «Интерес к природе»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 13:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД