Получи документы

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста по ФГОС»

Ирина Александровна Д.
Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста по ФГОС»

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно-оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии.

Согласно ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

Публикация «Консультация для воспитателей „Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста по ФГОС“» размещена в разделах

содержательно насыщенной, трансформируемой (подвижной, легко изменяемой в зависимости от игры, полифункциональной, вариативной (состоящей из различных зон, которые дети могут выбирать по собственному желанию, доступной, безопасной.

Задачи организации ППС:

1. ППС должна обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

2. ППС должна способствовать развитию самостоятельности детей;

3. ППС должна способствовать развитию игровой деятельности;

4. ППС должна способствовать развитию познавательной деятельности;

5. ППС должна способствовать развитию проектной деятельности;

6. Организация ППС необходима для самовыражения детей средствами искусства (рисованием, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием и т. д.)

7. ППС должна способствовать физическому развитию детей.

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Поэтому, организуя предметно-развивающую среду в группах раннего возраста, необходимо учитывать ряд требований:

1. Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Обстановка в группе раннего возраста прежде всего должна быть комфортной и безопасной для ребенка, яркой, привлекательной, чтобы ребенок захотел войти в группу.

2. Все окружающие предметы должны быть соразмерны росту детей, руке и физиологическим возможностям. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию — это внешний стимул, поэтому размещать материалы необходимо в легко доступных для детей местах.

3. Пространственная организация среды должна учитывать возможность для ребенка достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

4. Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная, поэтому большая часть игрового пространства должна быть насыщена дидактической игрушкой. Педагог раскладывает игрушки и помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например: посадить мишку в коляску и покатать его, положить кубики в машину и т. д. В свою очередь, ребенок усваивает эти способы, и впоследствии будет играть сам. Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми раннего возраста. Внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей. Предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам нашего мира, быть приближенными к ним по внешнему облику.

5. Не нужно выкладывать сразу все материалы.

6. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивание путей передвижения».

7. Рекомендуется в группах раннего возраста отводить место для игр с песком, водой, глиной, пальчиковыми красками. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице.

8. Рекомендуется в группах раннего возраста иметь подвесные модули. Наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птиц, звездочек создает атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Такие модули развивают координацию малышей и устойчивость в пространстве.

9. Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. А уголок ряженья позволит ребенку направленно менять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя.

10. Следует обязательно предусмотреть «уголок уединения», где малыш сможет спрятаться и некоторое время побыть в одиночестве. Это может быть отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, в котором могут поместиться 1-2 ребенка.

11. В группах должен быть оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками

12. Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В качестве центров развития могут выступать:

Уголок для сюжетно-отобразительной игры:

Куклы и одежда для них основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, посудка, макеты продуктов питания, овощей и фруктов, игрушечная мебель для комнаты и кухни, кукольные коляски, атрибуты для игры в «семью», «больницу», «парикмахерскую», животные разных размеров, и пр.

• Уголок «Песок и вода»

Набор для экспериментирования с песком и водой (тазики, чашки, прозрачные пластиковые и цветные стаканчики, салфетки тканевые и бумажные, одноразовые тарелки, ложки, совочки, лопатки, т. д., бумага, кусочки ткани, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые) и пр.

• Уголок сенсорики (для развития мелкой моторики рук, восприятия формы, величины, цвета) :

разные виды мозаики, пирамидки, окрашенные в четыре основных цвета, матрешки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, шнуровки и пр.

Уголок изодеятельности:

Мольберт, листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши 4-х основных цветов, разноцветные мелки, пластилин, глина, пальчиковые краски, нетрадиционные материалы для рисования (губки, ватные палочки) и пр. Все материалы должны быть пригодны для работы: карандаши отточены, кисти исправные и чистые

Уголок театрализованной и музыкальной деятельности

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость.

Различные виды театров, шапочки-маски, ширма, игрушечные музыкальные инструменты; магнитофон, набор шумовых коробочек, звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки, трещотки, музыкальные дидактические игры, музыкальная шкатулка и пр.

В раннем возрасте воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются, звукоподражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т. д.). В свою очередь, ребенок усваивает эти способы, и впоследствии будет играть сам.

Уголок ряжения

•Книжный уголок

В ясельной группе каждая книга должна иметься в нескольких экземплярах (двух, трех, чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги на витрине следует время от времени менять.

предметные и сюжетные картинки, «Чудесный мешочек» с различными предметами, пособия для развития речевого дыхания и мн. др.

Уголок наблюдения за природой:

В уголок природы помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие (фикус, бальзамин, герань, бегония, макет аквариума и пр.

Спортивный уголок:

сухой бассейн, мягкие модули, коврики массажные, мячи разных размеров, оборудование для перешагивания, для подлезания, нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками, флажки, султанчики, платочки, ленточки для утренней гимнастики и пр.

Уголок уединения:

Он должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно и мягко. Отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.

Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — видоизменяться в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.

Таким образом, правильно организованная предметно - развивающая игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Правильная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, формирует познавательные интересы, т. е. обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Публикации по теме:

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС» 1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную,.

Консультация для начинающих воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ Профессия педагога является очень сложной и в тоже время очень интересной и творческой. В рамках педагогической профессии человек может.

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста». Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда является одним из факторов.

Консультация для воспитателей на тему «Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям ДС» Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада. Процесс адаптации важный момент в жизни каждого.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников» Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания.

Консультация для воспитателей «Предметно–развивающая среда в ДОУ согласно ФГОС» С установлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы.

Предметно-пространственная развивающая среда группы раннего возраста У педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье – видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка. В единой капле.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возрастаПредметно-развивающая среда в группе раннего возраста [b]Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Вишенка» МДОУ «ясли-сад №5 компенсирующего типа города Макеевки» Воспитатель:.

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала ДОУ в соответствии с ФГОС» Развивающая предметно – пространственная среда физкультурного зала в соответствии ФГОС ДО Подготовила: инструктор по физическому воспитанию.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе для детей раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе для детей раннего возраста Творческий подход при создании развивающей предметно-пространственной среды позволяет мне решать ряд образовательно-воспитательных задач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста по ФГОС»
Опубликовано: 20 марта 2018 в 17:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД