Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Приемы активизации умственных способностей дошкольников»

Лилия Владимировна Гончарова
Консультация для воспитателей «Приемы активизации умственных способностей дошкольников»

Цель: рассмотреть приемы активизации умственных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

- определить основные приоритеты ДОУ в развитии дошкольников;

- ознакомиться и внедрить в процесс педагогической деятельности приоритетные методы и приемы активизации умственных способностей дошкольников.

Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.

Публикация «Консультация для воспитателей „Приемы активизации умственных способностей дошкольников“» размещена в разделах

А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

Давайте сначала определим, что же такое приемы активизации познавательной активности. Это приемы, которые относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации, не имеющие сложных правил, с примитивной процедурой действий конкретных участников и коротким контролем времени. Они организуются со всей аудиторией (редко) или при непосредственном участии только отдельных её представителей, чаще всего по личному желанию.

Главная цель применения приемов во включении непроизвольного внимания, переход на «субъектное» отношение к происходящему и (или) изменение эмоционального отношения детей к предлагаемой информации или самому процессу формирования представлений дошкольников.

На дошкольном этапе развития детей важным моментом является создание устойчивой мотивации к предпосылкам универсальных учебных действий, то есть формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу. В связи с чем, именно, на этом этапе организованная образовательная деятельность должна быть яркой, необычной как по форме, так и по содержанию.

Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Познавательная деятельность требует значительной затраты умственных сил, устойчивого внимания и волевых усилий. Использование новых непривычных для детей приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, а также увеличивает познавательную активность самого ребенка.

Определяя цели и задачи своей деятельности воспитатель должен продумать приемы активизации познавательной деятельности детей.

Условно эти приемы можно обозначить следующим образом: вербальные; невербальные; ситуативные;

игровые; аудиовизуальные.

К вербальным приемам мы можем отнести :

вопросы, словесные игры, обсуждения, рассказы, чтение художественной литературы, стихи, малые фольклорные формы и др.

Невербальные приемы это-пантомимика, мимические упражнения, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, гимнастики для глаз, динамические паузы, физкультминутки.

Ситуативные приемы : создание проблемных ситуаций, ситуаций занимательности, успеха окажут влияние на сохранение заинтересованности детей.

Игровые приемы : игровая мотивация, различные виды игр.

Аудиовизуальные приемы : применение ИКТ – технологии, прослушивание муз. произведений.

Давайте рассмотрим некоторые способы и приемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1. Применение нетрадиционных нестандартных форм НОД.

Занятия «погружения»; деловые игры; пресс-конференции; соревнования; театрализованные НОД; деятельность детей в подгруппах; в группах творчества; аукционы; творческие отчеты; фантазии и др.

2. Использование игровых форм, методов и приёмов.

Основной вид деятельности детей в детском саду это-игра и использование игровых приемов активизации детей в процессе НОД или в самостоятельной деятельности детей поможет поддержать их интерес.

К игровым приемам активизации относятся : игровая мотивация, дидактические, развивающие, речевые, сюжетные игры, экспериментирование, конструирование.

3. Широкое применение проблемных ситуаций.

Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является создание проблемно - поисковых игровых ситуаций. Именно они составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

Необходимо также учитывать то, что:

• ситуация должна быть доступной пониманию ребенка (проблема должна быть сформулирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство детей уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);

• посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;

• формулировка должна заинтересовать детей (весьма существенно подобрать надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);

варианты возможного выхода из предложенной ситуации могут состоять из: самостоятельного принятия решения, возможности посторонней помощи, нежелания выбора решения, собственного способа.

4. Использование разнообразных форм работы с детьми: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

5. Использование всех методов мотивации и стимулирования воспитанников.

Обязательно использовать положительную и объективную оценку. Это способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности, так как дети всегда очень чувствительны к оценкам взрослого, ждут поддержки и похвалы в свой адрес, хотят одобрения своих действий

6. Вовлечение детей и родителей в создание творческих работ.

Продуктивная деятельность имеет большое значение для развития психики ребенка дошкольного возраста, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.

А совместная работа с родителями создает атмосферу любви и взаимоуважения, развития творческого потенциала не только детей, но и родителей.

7. Также можно использовать в процессе деятельности с детьми исследовательский метод обучения как средство развития познавательной активности у дошкольников. Детям нравится проводить совместные опыты: «Угадай на ощупь», «Превращения», «Волшебные краски» на выявление свойств и качеств различных предметов и материалов.

Следует отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание больше узнать, обогащают яркими образами окружающего мира. При этом дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

8. Создание предметно – развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей. Насыщенная разнообразными предметами, играми и материалами, она способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

9. Применение новых информационных технологий.

В настоящее время в детских садах активно используются аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения, они помогают разнообразить развивающую среду, организовать деятельность педагога и детей так, чтобы это было интересно, занимательно. Просмотр фильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей музыки, сказок, интерактивные игры, мультимедийные презентации активизируют мышление детей, способствуют поддержанию познавательного интереса.

Старшим дошкольникам недостает социально-нравственного опыта, у них преобладает актуальная потребность, импульсивная активность, тенденция к игровой деятельности. Активизируя эту деятельность детей, необходимо уделять особое внимание подбору средств, форм, методов и приемов организации непосредственно - образовательной деятельности.

Я считаю, что интегрирование приемов активизации детей в непосредственно образовательной деятельности или в самостоятельной деятельности детей под руководством взрослого поможет достичь хороших результатов в работе педагога с детьми.

Публикации по теме:

«Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей» Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует.

Использование кинезиологической гимнастики для развития умственных способностей детей в ДОУИспользование кинезиологической гимнастики для развития умственных способностей детей в ДОУ Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед нами решение задач охраны.

Консультация для педагогов «Влияние проектной деятельности на развитие умственных способностей детей дошкольного возраста» Ерышева Наталия, воспитатель МКДОУ №5 г. Мирный Архангельская область Актуальность Вступая в переходный период, который переживает вся.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» Большинство родителе считает, что именно они лучше других могут знать, каким должен вырасти их ребенок. При этом не учитывая интересов самого.

Консультация для воспитателей. «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Консультация для воспитателей Тема: Методы и приемы развития речи Консультация для воспитателей Тема: Методы и приемы развития речи Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития.

Консультация для воспитателей «Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Консультация для воспитателей МБДОУ № 8 «Светофор» «Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

Мастер-класс для воспитателей старших дошкольников «Игровые приемы коррекции отчужденного отношения к сверстнику» Игровые приемы коррекции отчужденного отношения к сверстнику[/b] Цель: Мотивировать педагогов на использование в практике своей работы представленные.

Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования» Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. «Истоки способностей и дарования детей.

Развитие мелкой моторики равно развитию умственных способностейРазвитие мелкой моторики равно развитию умственных способностей Мелкая моторика Актуальность. Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Приемы активизации умственных способностей дошкольников»
Опубликовано: 29 марта 2017 в 08:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД