Консультация для воспитателей «Природа родного края и восприятие детьми народного творчества»

Наталья Апатенко
Консультация для воспитателей «Природа родного края и восприятие детьми народного творчества»

Консультация для воспитателей

Природа родного края и восприятие детьми

народного творчества

На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку и усваиваются им и которые делаются ребенку близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстает перед маленьким ребенком родина, и чем они ярче, живее, тем большее оказывают на него влияние. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, впечатлениях природы родного края, труда, быта и обычаев людей, среди которых он живет.

Есть богатейший источник влияния на чувства ребенка, близко связанный с народным творчеством и в нем отраженный. Этим источником является природа родного края. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря, степи – это целый мир переживаний. Они – то и составляют основу, на которой позднее возникают более сложные чувствования, которые оставляют неизгладимый след в более взрослые годы.

Великий ученый И. П. Павлов, будучи тяжело больным, попросил дать ему холодной воды и стал погружать в нее руку. «С детства для меня вода, река – это все. Купанье, плаванье. И вообще сильнейшие эмоции у меня связаны с водой…с шумом ее и видом, и, наконец, температурные раздражения» - говорил он.

Эмоция радости окрашивает большинство детских ощущений. Дети любят природу в радости непосредственного общения с ней. Познавательный интерес, эстетическое отношение к природе формируются уже на этой основе. Кто в детстве не ощущал прилива жизненных сил, заставляющего плясать под весенним дождем, брызгаться в потоках теплой летней воды, сопровождая все это знакомой припевкой:

Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи, Хлеба каравай, Хоть весь день поливай.

Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошко. Твои детки плачут, По камешкам скачут.

Жизнь природы разнообразна. Ее сезонные изменения разнообразят и деятельность детей. Не случайно в народных русских играх есть много таких, в которых отражены особенности русской природы.

Шумны весенние игры, когда дети стайками носятся по проталинам. Но вот началось бурное таяние снега, образовались ручьи, обнажилась земля со всеми ее сокровищами. Тут все интересно и радостно для детей. Асфальт городских улиц пестрит детскими рисунками. Это традиционные игры в «классы». Даже самые маленькие повторяют их за старшими.

Лето приносит новые ощущения и переживания – и запахи трав и цветов, и смена температуры, богатство животного и растительного мира – все порождает бесконечную занятость детей окружающим.

Так же богаты осень и зима. Зимние игры и занятия детей требуют уже некоторого оборудования: снежные горки для катания, санки, лопатки.

В воспитании детей надо стремиться приблизить их к природе и природу к детям, устраивая хорошие участки при детском саде, организуя детские огороды и цветники. Дети должны ощущать природу путем непосредственного общения с нею. Им нужно дать почувствовать воду – ее температуру, сопротивляемость, движение, почувствовать и землю, песок, снег. Только в этом случае влияние природы будет полным. Важно, конечно, приучать детей видеть и красоту природы, но здесь надо всячески остерегаться словесных штампов при восприятии детьми картин природы. Повторяя слова и оценки взрослых, дети только по видимости усваивают эту красоту.

В. Г. Белинский говорил: «Возьмем поэта русского; он родился в стране, где небо серо, снега глубоки, морозы трескучи, вьюги страшны, лето знойно, земля обильна и плодородна. Разве это не должно положить на него особенного характеристического клейма; он в младенчестве слышал сказки о могучих богатырях, о храбрых витязях, о прекрасных царевнах, о злых коршунах, о страшных домовых…».

Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. В силу недостатка таких связей многое в творчестве народа оказывается не доступным не только для ребенка, но и для взрослого.

Творчество русского народа – устное, музыкальное, изобразительное – порождено образом жизни народа, его трудом, влиянием природы. Богатство и разнообразие природы, труда и быта русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть, яркость русского народного творчества.

Народное творчество близко к природе. Оно несет в себе много национальных традиций, которые тесно связаны с тем, чем живет народ в настоящее время и чем он жил в прошлом, отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Именно через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста первоначально получает культурные ценности своего народа. Не преувеличивая можно сказать, что корни любви к родине кроются в раннем детстве, именно в том периоде развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Удивительную по силе роль первых детских впечатлений характеризует П. В. Киреевский. Он пишет: «Кто не слыхал русской песни еще над колыбелью и кого звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит».

Все это откладывает свой отпечаток на мышлении ребенка, его характере. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно, но было бы ошибкой полагать, что народное творчество должно заполнить все содержание детской жизни. Разумеется, оно не может полностью удовлетворить круг интересов ребенка, поэтому является лишь одной из составных частей воспитания всесторонне развитой личности.

Список использованных источников

1. Белинский В. Г. Собрание сочинений, том 1, Госиздат, 1859, с. 762

2. Бодрова Е. Народное творчество в воспитании детей. Дошкольное воспитание. - 1989. - №10. - с. 12-14.

3. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., 1990.

4. Киреевский П. В. Песни обрядовые. Выпуск 1. Москва 1911.

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб., 1999.

Публикации по теме:

«Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей». Автор: Мамонтова О. П. «Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей» Автор: Мамонтова Ольга Петровна - методист СП ГБОУ СОШ № 1.

Использование устного творчества в нравственном воспитании детей среднего возраста Методическая разработка по теме: Консультация для воспитателей на тему: "Использование устного творчества в нравственно воспитании детей.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Дом, предметы быта
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Природа родного края и восприятие детьми народного творчества»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 23:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление к празднику «Павловопосадский платок»
Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию оформление к тематической неделе "Художественные промыслы Подмосковья" "Павловопосадский платок". Музыкальный зал...
Мастер-класс «Встречаем весну». Оформление окна
Турутина Елена Мастер - класс "Встречаем весну" Оформление окна. Детский сад является вторым домом для малышей, поэтому необходимо создать в нем уют и...
Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении...
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ( ПРИЩЕПКИ. Подготовительный этап. Показываю детям прищепки и...
Мастер-класс «Кукла «Масленица» из лыка»
Какие проводы зимы без сожжения Масленицы? Такую куклу можно сделать из чего угодно! Главное правило: чтобы у куклы не было лица. Предлагаю Вам...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»
Цель : воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много людей...