Лучший педагог года

Консультация для воспитателей. «Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников».

Татьяна Деревщукова
Консультация для воспитателей. «Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников».

Консультация для воспитателей

МБДОУ № 30

ст. Воздвиженская

Курганинского района

Краснодарского края

Учитель-логопед

Т. А. Деревщукова.

Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши дошкольники.

Публикация «Консультация для воспитателей, „Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников“,» размещена в разделах

На лицо видно, что как никогда перед педагогами, и родителями стоит проблема связной монологической речи у детей. Результат обучения дошкольника связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку речевое общение. Большую роль в развитие речи ребёнка играет семья, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. Простота, выразительность и доступность речи взрослого способствует развитию и обогащению языка детей. Из-за того что у родителей сегодня меньше времени, ребёнок остаётся один на один с собой. Много времени проводит перед телевизором. Никакие игрушки роботы, компьютеры не научат ребёнка общаться. Современные дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев комиксов, любимых персонажей. Ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками.

Развитие монологической речи ни отделима от решения отдельных задач речевого развития : обогащения и активации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. В жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому важно вовремя организовать развивающий потенциал среды.

Монологическая речь наиболее сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, напряжённого внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться распространённые предложения, более точный словарь.

Задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов :

1. Описание – это характеристика предмета в статике, один из компонентов монологической речи.

2. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

3. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли.

4. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

5. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Катится колобок. … А на встречу… .И покатился колобок… ., постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о домашних животных, о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п., средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Жили – были…. И не было у них….… Взяли дед и баба…. Снегурочка была для них… .»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).

Также в старшей и подготовительной группе используются театрализованные занятия. Речь воспитателя должна быть четкой, эмоциональной.

Детям читают выразительно сказку «Аленушка». Предлагают сюжетные картинки к сказке.

По травинкам и камушкам

Тропинкою лесной

Алёнушка с Иванушкой

Идут к себе домой

И хочет пить Иванушка

В лесу колодца нет

Вдруг в траве за камушком

Увидел чей-то след.

А в том следу была вода,

Прозрачная до донышка.

А в той воде была беда

Где братец твой Алёнушка?

Далее воспитатель задаёт вопросы : «Что видно на картинках?».

Дети: Очень жарко. Солнышко греет. Кругом красиво. Летают бабочки,

только братец не обращает на это внимание. Он хочет пить. И т. д.

Эмоциональный отклик. Дети говорят, сопоставляют, сравнивают, высказывают собственные суждения, доказывают точку зрения.

Сквозь каждое слово, как через прозрачное стекло ребёнок видит живую и подлинную действительность.

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Таким образом, к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Работа по развитию связной монологической речи детей в нашем детском саду, проводится логопедом и воспитателями логопедических групп. Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществляется логопедом на занятиях в содержание которых входит формирование лексико - грамматических средств языка и развития связной речи.

Наш детский сад, работает по программе Н. В. Нищевой. Основной задачей программы является – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматической речью и навыки речевого общения.

В своей работе, по развитию связной монологической речи, я использую театрализованные сказки. Цели занятий не только развивать эмоциональность у детей, а также вырабатывать дикцию, выразительность, память, мышление, развитие общей и мелкой моторики.

Занятие.

«КОЛОБОК».

Программное содержание

Цель: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационную образную речь. Развитие связной монологической речи. Развитие мелкой моторики. Умение составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Индивидуальная работа.

Предварительная работа

Чтение и рассказывание сказки. Приготовить «Колобок» — игрушку.

Ход занятия

Воспитатель катает Колобка по столу: - Ребята давайте поиграем в пальчиковую игру.

«Я Колобок, Колобок! -катают шарик.

По амбару метен, -правой ладонью скребут по левой ладони.

по сусекам скребен, -левой ладонью скребут по правой.

на сметане мешен, -загибают пальцы, сначала с левой руки начиная с мизинца.

в печку сажен, потом правой руки. (повтор)

на окошке стужен.

Я от бабушки ушел,

я от дедушки ушел,

а от тебя, зайца, не хитро уйти». – показывают все пальцы.

Вспомнили сказку? Это русская народная сказка «Колобок».

— С кем встречался Колобок? — С волком, медведем, зайцем, лисой.

— Какой был Колобок по характеру? — Веселый, беззаботный, бесхитростный, глупый.

— Вот лиса его и съела. Она была хитрой, умной. Печальный конец сказки, правда? — Жалко Колобка. (Все новые слова дети повторяют хором и индивидуально).

Воспитатель. А что, если мы придумаем другой конец сказки? Например, спасем Колобка. Сидела Сорока на дереве, увидела, что Колобок на носу у Лисы сидит, подумала: «Сейчас она его съест!». Слетела и схватила Колобка прямо с носа Лисы и унесла в свое гнездо. Лисе там не достать его. Так и ушла не солоно хлебавши. Сорока пожалела колобка, вернула дедушки и бабушке. Придумайте, кто еще может спасти Колобка. (Заслушивается 2—3 варианта). Воспитатель просит детей не повторять рассказы друг друга. Помогает, оценивает.

Воспитатель. А может быть, Колобок набрался храбрости и стал

смелым, находчивым, умным? Обманул Лису — подпрыгнул и шлепнул Лису по носу. Она вскрикнула: «Ой!» Закрыла глаза от боли, а

Колобок тем временем укатился далеко, далеко. Лиса его и догнать

не успела.

— Подумайте, какие приключения могли быть теперь у Колобка: куда он покатился? Что с ним приключилось? Чем закончилось приключение? Повтори, (Имя ребенка, как надо рассказывать.

Воспитатель дает время на обдумывание. Заслушивает 3—5рас-сказов. Оценивает рассказы вместе с детьми, отмечая творчество ребенка, кто интереснее придумал.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы! Колобку понравилось быть

смелым, умным и находчивым. Он хочет с вами поиграть и узнать,

кто из вас умный, внимательный и находчивый.

Игра называется «Подбери». Цель: подбор прилагательных к существительным. Колобок катится к тебе, Катя, я говорю «Лиса!»,

а ты отвечаешь, какая она — хитрая, ловкая и т. д. Вставайте в круг.

Катится Колобок, подкатывается к Лене — Заяц. Лена отвечает —Косой, трусливый и т. д. Называются герои русских народных сказок и дети подбирают прилагательные. Кто не отвечает быстро, уходит из круга. Игра идет 1—2 минуты.

Детям предлагаются пройти за ширму, выбрать персонаж, одеть куклы на руки. Начать разыгрывать сказку.

Дед 1- ребёнок— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, п полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:

Заяц- 2ребёнок. — Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

Колобок- 3 ребёнок.

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешен

Да в масле пряжен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Заяц его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Волк:

Волк-4 ребёнок. — Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешен

Да в масле пряжен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волк, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Волк его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Медведь:

Медведь 5 ребёнок — Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешен

Да в масле пряжен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, подавно уйду!

И опять покатился — только Медведь его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Лиса:

— Колобок, Колобок, куда катишься?

— Качусь по дорожке.

— Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребён,

По сусеку метен,

На сметане замешен

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лисы, нехитро уйти!

Лиса 6- ребёнок.

А Лиса говорит:

— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.

А Лиса опять ему:

— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.

Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.

Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений : 1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему, составить рассказ; 2) логически последовательно раскрыть заданную тему; 3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.

Вывод: у детей целенаправленно необходимо развивать связную монологическую речь, формировать широкий круг умений в театрально-игровой деятельности.

На своих занятиях, применение в работе сказок с использованием театрализации дало возможность повысить уровень развития связной монологической речи у детей с нарушениями речи и развить их творческие способности.

Используемая литература:

1. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе с ОНР.

2. Н. В. Нищева «Коррекционная программа в логопедических группах с ОНР».

3. Пересказ К. Д. Ушинского М. :дет. литература 1992 год.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей. «Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников».
Опубликовано: 4 января 2013 в 22:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД