Консультация для воспитателей «Методика ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских писателей» (часть 2)

Любовь Корепова
Консультация для воспитателей «Методика ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских писателей» (часть 2)

часть 1

Часть 2. Теперь мне хотелось бы немного рассказать об основных темах, идеях, которые пытались донести до слушателя в своих произведениях поэты Вологодского края.

Много стихов о Родине, о Вологодском крае написано Александром Яковлевичем Яшиным. С чувством Родины у А. Яшина связано преодоление нравственного и творческого кризисов. Родной север, вологодские и архангельские леса, река Юг, речка Талица, родная деревня Блудново, сказки да былины, которые слушал автор в детстве с замиранием сердца, – все это вошло в стихи А. Яшина как его первая любовь к родному краю первая и не проходящая.

Дома я! На все гляжу с любовью,

Радостно от птичьих голосов.

Никакие парки Подмосковья

Не заменят мне моих лесов…

В его произведениях удивительное чувство родства с жизнью природы – со зверями и птицами, деревьями и травами, небом и землей. Он надеялся, что его произведения помогут детям осознать, что значит настоящая природа, настоящая Россия, и мы будем лучше понимать друг друга. Мыслями о детях, об их счастье, о взаимопонимании проникнуты его стихи.

Любовью к родному Вологодскому краю, краю необозримых лесов и болот проникнуто творчество еще одного нашего земляка, замечательного поэта Николая Михайловича Рубцова.

Анализируя творчество Н. Рубцова, С. Ю. Баранов отмечает, что в его стихах есть все необходимое для самоопределения человека как гражданина: любовь к родной стране и Вологодскому краю; к национальным святыням и к отчему дому; к русской природе и к окружающим людям; память о славном прошлом нашего народа и страстная убежденность в том, что этот народ достоин прекрасного будущего, а человек только тогда становится личностью, когда за добро расплачивается добром, а за любовь – любовью.

Превыше всего Н. М. Рубцов ценит в человеке его привязанность к Родине, земле, на которой он трудится, к природе, окружающей человека, наделяющей его всеми дарами. Его стихи настраивают душу человека на волны добра и участия к людям, природе, сострадания, помогают открыть гармоничность мира.

«Вологодские приметы» в его стихах настолько явственно обозначены и настолько художественно необходимы, что без этих «примет» его поэзию трудно представить.

Замечательный сборник детских стихов Н. М. Рубцова «Добрый Филя» был выпущен в 1991 году в Вологде. Его содержание направлено на воспитание у детей нравственных качеств, положительных взаимоотношений.

Стихи «Воробей», «Ворона», «Медведь», «Ласточка», «Про змей» и другие помогают детям понять мир зверей, птиц, почувствовать их беззащитность, вызывают желание оказывать им посильную помощь.

Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным,

Оттого что так трудно ему.

На Вологодчине поэзию Н. Рубцова знают, ценят и любят люди всех возрастов, профессий. Его стихи изучают в детском саду, школе, на его стихи сочиняют и поют песни, у памятника на берегу реки Вологды проходят поэтические праздники, деревня Никола в Тотемском районе, где поэт провел свое детство, давно стала одной из культурных достопримечательностей.

Стихи для детей писала и Ольга Александровна Фокина. Каждое ее стихотворение наполнено теплом, добротой, искренней любовью к окружающему миру и к людям. Не оставляют равнодушным маленького слушателя северные пейзажи, созданные поэтессой. В них и тонкое ощущение природы, и любовь к малой Родине, где прошло детство. В природе она замечает красоту там, где не все ее заметят.

Ну, погода!

С каждой ветки – кап да кап

С каждой крыши – тоже!

На дворе стоит декабрь,

На апрель похожий.

На пороге новый год –

Навострить бы лыжи

В лес.

Но брызжет и течет,

Все течет и брызжет!

Вместо звонкого катка –

Топкое болото:

Не пытайтесь на коньках,

Выбирайтесь в ботах!

Прогулявшийся без бот,

Возвращаясь к бабке,

На крыльце промокший кот

Отряхает лапки.

Сер унылый горизонт

И светлеть не хочет.

Раскрывайте шире зонт:

Сверху снова мочит.

Ну, погода, ну, прогноз!

. Добавляя пытки,

Усмехается мороз

С красочной открытки.

Детская поэтесса Татьяна Леонидовна Петухова – коренная вологжанка. Тяга к поэтическому слову, приверженность к детской теме изменили не только ее жизнь, но и профессию. Наблюдения за детьми, их взаимоотношениями, играми, фантазиями дало ей множество тем для творчества. Много стихов у Т. Петуховой и о природе, глазами детей наблюдает она за окружающим миром, в котором так много для них неизведанного. Удивляет в поэтессе умение проникнуть в мир предметов, явлений, позволяющее вести разговор как бы изнутри, от их имени, одушевляя неодушевленное. В ее стихах присутствуют элементы сказочности («Отважный капитан», «Лягушонок пучеглазый», «Модница» и

другие). Вместе с любимой поэтессой дети беседуют с паучком в стихотворении «Лесные кружева», восхищаются его домиком из серебряных нитей, учатся видеть красоту природы.

-Посмотрите! Посмотрите,

Как блестят на солнце нити,

Как сверкает серебром

На берёзе чей-то дом!

-Подойди поближе, друг, -

Машет лапкой мне паук,-

Расскажу тебе о том,

Как работаю ткачом.

Фабрику свою в брюшке

Я таскаю, как в мешке.

Нить бежит, как ручеёк,

Быстро клеит нити сок.

И не зря идет молва,

Что плету я кружева.

Тематическое планирование работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством вологодских писателей

В системе работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, разрабатывающих данную проблему, приоритет отдан тематическому планированию на год, где представлены разнообразное содержание и формы работы с детьми по месяцам.

В данном планировании лежат два основных принципа: принцип регионализации содержания дошкольного образования и принцип интеграции разных видов деятельности, где используется литература Вологодского края.

1. СЕНТЯБРЬ

1. Первое знакомство с жизнью и творчеством С. Орлова. Чтение стихов «Тыква», «Всплошную голубым узором». Рассказ, беседа.

2. Заучивание наизусть стихотворений.

3. Занятие на тему «Наш огород» с использованием стихотворения С. Орлова «Огород».

4. Литературный досуг по творчеству С. Орлова («Колодезный журавль», «Тополь встанет молодой», «Тыква» и др.).

5. Выставка рисунков по стихам С. Орлова.

2. ОКТЯБРЬ

1. Первое знакомство с жизнью и творчеством В. Коротаева. Чтение стихов «Лунный свет», «Шумит, наливается поле».

2. Заучивание наизусть стихотворения «И снова в лесу, как в светлице».

3. Выставка рисунков по стихам В. Коротаева на тему «А осень вовсю хороводит».

3. НОЯБРЬ

1. Экскурсия в библиотеку на выставку сборников произведений вологодских поэтов и писателей. Чтение стихов.

2. Занятие на тему «Осень» с использованием стихов Н. Рубцова «Журавли», «Про зайца», «Хлеб», «В осеннем лесу»; В. Коротаева «И снова в лесу, как в светлице»; С. Орлова «Колодезный журавль».

4. ДЕКАБРЬ

1. Беседа на тему «Зима» с использованием стихотворений О. Фокиной «Ну, погода!», А. Яшина «Покормите птиц», Н. Рубцова «Зима».

2. Заучивание наизусть стихотворения А. Яшина «Ясный день».

5. ЯНВАРЬ

1. Знакомство с творчеством юных поэтов-вологжан. Эрик Цыганов – г. Вологда, ученик школы № 15, его стихи: «Молоко», «Поздравление бабушке Оле», «Солдат». Иван Калининский – г. Вологда, 13 лет, его стихи: «Жил-был жук», «В автобусе ехала муха», «Десять мышат».

2. Выступление со стихами вологодских поэтов перед детьми других групп. Чтение стихов молодых поэтов.

6. ФЕВРАЛЬ

1. Знакомство с жизнью и творчеством С. Викулова. Чтение стихов «Молодая зима», «Я вырос в лесу».

2. Заучивание наизусть стихотворения С. Викулова «Россия» (отрывок).

7. МАРТ

1. Конкурс стихов вологодских поэтов.

2. Беседа на тему «Моя мама» с использованием стихов Н. Рубцова «Аленький цветочек», А. Яшина «Мать», С. Викулова «Пишите письма матерям», В. Коротаева «Матери», А. Брагина «Мама». Заучивание стихотворения Н. Рубцова «Аленький цветочек».

3. Литературная викторина по стихам вологодских поэтов.

4. Выступление с концертом в доме престарелых.

8. АПРЕЛЬ

1. Продолжение знакомства с творчеством А. Брагина. Заучивание наизусть стихотворения «С весны, с марта».

2. Комплексное занятие на тему «Весна» с использованием стихов О. Фокиной «Ветры апрельские, майские ливни…», А. Яшина «Внешние воды», Т. Петуховой «Динь-дон», «Вот и мы», «Ледяная борода».

9. МАЙ

1. Выставка рисунков по стихам вологодских поэтов на тему «Родная природа» (Н. Рубцов, С. Орлов).

2. Занятие по познавательному развитию на тему «Тема Родины в стихах вологодских поэтов» с использованием стихов Н. Рубцова «Тихая моя родина», «Привет, Россия», А. Яшина «Только на родине», О. Фокиной «Большая Родина», В. Коротаева «Русь», С. Викулова «Россия».

3. Творческий вечер с использованием стихов вологжан на тему «Тихая моя родина»:

– стихи о Родине вологодских поэтов;

– песни о Череповце.

Публикации по теме:

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Моя Родина — Забайкалье» Программное содержание: Закреплять знания детей о названии родного края; познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям.

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Методика ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских писателей» (часть 2)
Опубликовано: 15 января 2014 в 19:38
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...