Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Организация проектной деятельности в детском саду»

Вера Богданова
Консультация для воспитателей «Организация проектной деятельности в детском саду»

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация проектной деятельности в детском саду“» размещена в разделах

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная, творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы,

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей;

• развитие творческого воображения и мышления;

• развитие коммуникативных навыков.

Проекты :

• помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

• помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

• способствуют развитию творческих способностей детей;

• способствуют умению наблюдать, слушать;

• способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

• способствуют развитию мышления;

• помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

• развивают воображение;

• развивают внимание, память, и речь.

При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований.

• Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников.

• Во-вторых, поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.

• В-третьих; содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы.

В ходе проектной деятельности меняется стиль общения. Воспитатель становится партнером детей, самое главное дает возможность ребенку быть исследователем, первооткрывателем. Основной стиль общения – диалог, дискуссия.

Преимущества проектного метода :

• является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

• повышает качество образовательного процесса;

• служит развитию критического и творческого мышления.

Особенности проектной деятельности :

- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;

- участники проектной деятельности должны быть мотивированы, и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы участники сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;

- проектная деятельность имеет адресный характер, а, следовательно, ярко выраженную социальную окраску.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – “выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов” : Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определё нную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

В практике современных ДУ используются следующие виды проектов :

исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

• ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);

• ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);

• практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);

• творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна)

Итак, что же такое проект?

Проект - это 5 «П»

1. Проблема.

2. Проектирование или планирование

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, макеты и т. д. 0

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, “Творчество Пушкина” - на учебный год).

Тематика проектов выбирается с учетом интересов и способностей воспитанников. Уровень участия детей в проектной деятельности меняется в зависимости от возрастных особенностей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью взрослого, в среднем возрасте принимают участие в реализации проекта, в старшем возрасте являются полноправными участниками проекта.

Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, воспитатели и родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Воспитателям очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым участвовать и учиться вместе с детьми, испытывать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, что позволит детям успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Деловая игра “Кто хочет стать знатоком проектного метода”

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.

Ведущий: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку. Наше общение пройдет в форме игры "Кто хочет стать знатоком проектного метода?". На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Игрокам, успешно справившимся с заданиями, присваивается звание "Знаток проектного метода".

Вопросы игрокам:

1. Что такое педагогическое проектирование?

1. дань моде;

2. догма профессиональной деятельности педагога;

3. вид педагогической деятельности.

2. Место эпиграфа в структуре проекта :

1. в начале;

2. середине;

3. им можно закончить проект.

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?

1. коллективный;

2. исследовательский;

3. долгосрочный.

4. Что такое гипотеза?

1. короткая аннотация проекта;

2. опасение педагога о неудачной реализации проекта;

3. предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Кто является основоположником проектного метода?

1. американский педагог демократ Джон Дьюи;

2. великий русский педагог К. Д. Ушинский;

3. французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?

1. реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;

2. выдвижение гипотезы;

3. открытый показ деятельности по теме проекта.

7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?

1. сопоставление цели и результата проекта;

2. рефлексивная оценка проекта;

3. выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

8. Презентуя проект, педагог должен:

1. показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;

2. проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;

3. привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

Публикации по теме:

Консультация «Образовательная робототехника. Организация проектной деятельности детей в области робототехники» С 2014 года в наш детский сад «Туллукчаана» является Ресурсным центром Санкт-Петербургского центра «Брейн Девелопмент», который имеет за.

Консультация для воспитателей «Организация и проведение праздников в детском саду. Роль Ведущего воспитателя на утренниках» А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени,.

Консультация для воспитателей «Организация закаливания детей в детском саду» Консультация для воспитателей «Организация закаливания детей в детском саду» Воздушные ванны В отсутствии детей организуем сквозное проветривание.

Консультация для воспитателей «Особенности проектной деятельности в детском саду» Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется. Несомненно,.

Консультация для воспитателей «Проблема организации игровой деятельности детей в современном детском саду» Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Организация проектной деятельности в детском саду: система работы Рудакова А. А., методист ГБДОУ детский сад №82 Приморского района Санкт-Петербурга Организация проектной деятельности в детском саду: система.

Организация проектной деятельности в детском саду Проектная деятельность в детском саду – это современный метод организации образовательно-воспитательного процесса. Основан на взаимодействии.

Консультация для родителей и воспитателей «Четыре вида трудовой деятельности детей в детском саду и дома»Консультация для родителей и воспитателей «Четыре вида трудовой деятельности детей в детском саду и дома» 1. Самообслуживание 2. Хозяйственно-бытовой труд 3. Труд в природе 4. Ручной труд Со второй младшей группы добавляется подраздел: Работа в.

Организация проектной деятельности в детском саду. Из опыта работы Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация проектной деятельности в детском саду»
Опубликовано: 24 октября 2019 в 20:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД