Получи документы

Консультация для воспитателей «Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии»

Яна Браилко
Консультация для воспитателей «Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии»

Артистизм – это не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника (не хочется употреблять традиционное – зрителя, лучше – участника, партнера, сотворца).

Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии“» размещена в разделах

Изучение системы воспитания творческих людей перспективна для понимания сущности воспитательного взаимодействия, потому, что, во-первых, она исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на другого, во-вторых, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности коммуникативного порядка и, что особенно важно, определяет пути управления им, в-третьих, раскрывает природу человеческой выразительности и пути ее развития.

Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги К. С. Станиславский, М. О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности учителя внесли Ю. П. Азаров, В. М. Букатов. П. М. Ершов, А. П. Ершова. И. А. Зязюн, Ю. Л. Львова и др.

По мнению В. И. Загвязинского: Артистизм – это особый образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с другим, друго-доминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас».

Артистизм – это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация, хотя и они очень значимы для создания атмосферы, это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить искренне. Это – богатство личностных проявлений. Образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

Важно различать понятия атристизма и актерствования. Актерствование – это, скорее, лжеартистизм. Это манерность, с которой ребенок изображает действие. Настоящий артистизм – это комплекс умений, который помогает ребенку глубже, ярче выразить себя, добиться оптимальных результатов в творческой работе.

Одна из удивительных черт театрального искусства – перевоплощение. Перевоплощение требует актерских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. Таким образом, артистизм – это не только игра в кого-то, это, прежде всего состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а. в самом деле «быть». Исчезают условности, все искренне переживается, все эмоции настоящие, все мысли и слова выстраданные.

Все выше сказанное можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии.

Искусство хореографии основано на музыкально-организованных условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие «говорящие» харктерно-выразительные элементы, рожденные в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы.

Хореография основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого.

Хореография искусство синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Вместе с тем хореография – зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.). современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.

Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры.

Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм.

Для развития артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста в хореографическом коллективе нужна особая технология обучения, поскольку такие качества, как перевоплощение, самовыражение, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой – глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности.

Значение трансформации, интеграции достижений театральной педагогики с общепедагогическими положениями, вскрытие собственных «пластов» и возможностей педагогики, раскрывающих ее связи с театральным мастерством, трудно переоценить в педагогическом образовании.

Станиславский выделяет 5 технологий актерского мастерства:

1. раскрепощение мышц; (зажатость мышц, разновидность подавления естественных движений)

2. сценическое внимание (сознание человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других)

3. сценическая память (форма психического отражения заключается в закреплении и использовании прошлого опыта)

4. сценическое воображение (психический процесс нового в форме образа, представления или идеи)

5. чувство правды и веры (на сцене правдой является то, чего нет в действительности, но что могло бы случиться, зародившееся в душе артиста чувство на сцене становится действительным и верным) которые можно применить к старшим дошкольникам.

Так как танец это тоже передача внутреннего состояния через пластику и музыку, то использование этюда позволяет эффективно развивать артистические способности детей путем формирования умения импровизировать и фантазировать посредством музыки и пластических движений. Это позволяет сделать занятие живым, разнообразным, помогающим все более приобщать к танцу детей дошкольного возраста.

Интересен и эффективен прием «Домашний этюд». Ребенку дошкольнику предлагается придумать дома с пройденными движениями этюд и показать его на следующем занятии. При показе домашних этюдов остальные ребята должны отгадать, что им показывают. Ребенок всегда хорошо откликается на такие задания. Придуманные им этюды иногда очень несложны по содержанию. К примеру, одна девочка рвет на поляне цветы, другая начинает ей помогать, и они составляют общий букет. Пусть все незатейливо, но дети начинают понимать, как выражать движением, жестом, мимикой определенный сюжет. В дальнейшем это пригодится в репетиционной работе и концертных выступлениях.

Кроме отдельных упражнений для развития артистических способностей необходимо в комплексе использовать и репетиционную работу, и сам репертуар.

Хореограф, который в своей работе ставит целью развитие артистических способностей у своих воспитанников, должен в подборе репертуара хореографического коллектива основываться на постановке сюжетных танцев. Сюжетный танец это своего рода мини спектакль. В нем есть завязка, развитие сюжета и кульминация. Так же в сюжетном танце есть и свои характерные роли. Исполнители не просто исполняют танец, а передают характер через пластику. Во время репетиций, чтобы добиться максимальной драматизации в танце, хореографу наряду с отработкой ритмического рисунка, технического исполнения приходится работать и над драматическим исполнением каждого участника хореографической композиции.

Каждое занятие включает разминку и большие творческие упражнения. Главная задача разминочных упражнений – активизация работы всех элементов системы, «разогрев» их и подготовка к работе. Здесь происходит «прогрев» каждого элемента с помощью остальных. Например, чтобы «разогреть» внимание, мы «ловим» хлопок как воображаемую пулю (цветок, конфетку – это зависит от состава и возраста группы, а для этого необходимо расслабиться, постараться не думать ни о чем. Иногда при выполнении упражнения полезно не смотреть на педагога: для более эффективной концентрации внимания оставить лишь один слуховой канал восприятия.

Кроме определенных характеристик для развития артистизма через занятия хореографией необходима мотивация на развитие через этот вид деятельности.

В дошкольном возрасте интересов у детей очень много, они как бы пробуют себя в разных сферах, но постепенно количество интересов становится меньше, они становятся глубже и осознанней. Но при этом дети дошкольники не могут в полной мере проявить свои артистические способности в пластике, так как не способны в полной мере владеть своим телом, что создает внутренний дискомфорт и мешает полностью раскрыться в движении.

Системная деятельность педагога по развитию артистических способностей у детей дошкольного возраста на базе детского хореографического коллектива дошкольного учреждения могла бы стать толчком для развития общих артистических способностей. Это дает возможность утверждать, что использование театральной педагогики в работе с хореографическим коллективом дошкольников благоприятно влияет на развитие артистических способностей.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного и духовного развития.

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии». Слайд 2. Великая ценность каждого человека.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

Конспект занятия по хореографии для детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы педагога доп. образования детского сада «Жемчужинка» старшей группы детей 5-7 лет Ивановой Анны Валерьевны. Город Волгодонск.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Развивать связную речь — логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание,—.

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 Формирование фонематического.

Консультация для воспитателей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» Любознательность является ценным качеством личности и выражает отношение к окружающей жизни, к природе. Познавая природу ребёнок начинает.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: В связной речи отражается логика.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Мастер класс для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Цель мастер- класса: ознакомление педагогов.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. С помощью речи люди понимают.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии»
Опубликовано: 1 июня 2017 в 18:11
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД