Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования»

Анна Григорова
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования»

Консультация для воспитателей

Развитие познавательной активности дошкольников через коллекционирование

Тема: «Колокольчиковое дерево»

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ детский сад №1

г. Белгород

Григорова Анна Петровна.

Белгород 2013

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей. В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Однако возможности ребенка - дошкольника пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Так в группе компенсирующей направленности, общими усилиями детей и взрослых, среди зимы – выросло дерево, да не простое, а волшебное. На его чудо - ветках выросли колокольчики: маленькие и большие, глиняные, металлические и деревянные, стеклянные и фарфоровые, из макраме, простые и сувенирные, с надписью и гербом, рисунком и портретом, белгородские и из других городов России. Как только дети приходят в группу, у них возникает желание непременно подойти к чудо - дереву, просто постоять и посмотреть на его волшебные плоды-колокольчики, или снять понравившийся экземпляр, рассмотреть его поближе, позвонить им и отправить на место.

Маленький колокольчик – младший брат больших колоколов, которые украшают храмы Руси и радуют нас колокольным звоном. В дни больших христианских праздников, когда слышны колокольные звоны, будь то благовест, трезвон, перезвон или красный звон, хочется остановиться и слушать с волнением эту великую музыку. Колокола пришли на Великую Русь с принятием христианства и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

Созданию колокольного дерева в группе предшествовала большая предварительная работа. Дети познакомились с художественными и музыкальными произведениями Е. Шкловского, Р. Рождественского, С. Чипобава, А. Толстого, Э. Грига; репродукциями картин К. Юона «Купола и ласточки», записью «Колокольные звоны». Теперь дети могут рассказать о самом большом экспонате Московского Кремля – Царь-колоколе, о том, для чего были нужны колокола в Древней Руси: они созывали народ на церковные службы и праздники, оповещали народ о начале войны, нападениях врагов и пожарах. Каждый день – утром и вечером, с рождения и до самой смерти человека, сопровождал колокольный звон. Колокола отливали самые именитые искусные мастера. Чтобы стать таким мастером, нужно было долго обучаться мастерству. Самые знаменитые мастера пользовались почётом и уважением.

Начинали отливать колокол с молитвы, чтобы всё задуманное удалось на славу. Брались за такую работу люди широкой русской души, православные добрые, душевные. Форму для отливки помещали в глубокую яму, туда лили медь колокольную (красную и зелёную, олово, серебро, говяжье и свиное сало, вар, белую глину. И вот настаёт ответственный момент – колокол рождается. Поднимают его то же с молитвой, чтобы не сорвался, не раскололся, не разбился. Ведь колокол – живое существо! Как человек, он имеет плечи, уши, язык, туловище. Каждому колоколу давали имена: Царский Сокол, Георгий, Гавриил, Вседневный, Реут, Успенский, Праздничный, Медведь. Колокол – это также и ударный музыкальный инструмент. Колокол звучит по-своему. Звук зависит от языка. Язык у колокола как смычок у скрипки. Здесь всё важно: и материал, и его форма, и вес. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность. Чтобы звуки колокола были слышны далеко-далеко, их стали устанавливать на башнях, высоких звонницах и колокольнях. Колокольный звон на Руси всегда созвучен пению птиц, шелесту листвы, журчанию ручьёв. По легенде своим рождением могучие колокола обязаны скромному полевому цветку – колокольчику. Если закрыть на мгновение глаза, прислушаться и добавить чуть-чуть воображения, то ясно можно услышать, как от дуновения ветра полевые колокольчики издают необыкновенной красоты и чистоты звуки. Цветок природы и «поющий цветок» из металла – нежность и красота, сила и великолепие. Звучать колокола и колокольчики, волнуют и детей, и взрослых. И поэтому понятно желание детей возвращаться к этой теме снова и снова. А поэтому колокольное дерево будет расти, набираться сил и радовать всех окружающих новыми экземплярами: из других городов России, из стран СНГ, а возможно из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. www.zvon.ru/

2. http://www.magister.msk.ru/library/

3. Фотоматериалы из личного архива автора.

Публикации по теме:

План самообразования по теме «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности» План работы по самообразованию 2012- 2013 гг. Воспитатель: Запрягаева Юлия Сергеевна Подготовительная группа МБДОУ № 343 Тема: Влияние.

Презентация для дошкольников «Веселые задачки» Презентация для дошкольников направлена на развитие у детей познавательной математической активности,умение классифицировать геометрические.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования»
Опубликовано: 14 мая 2013 в 14:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление к празднику «Павловопосадский платок»
Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию оформление к тематической неделе "Художественные промыслы Подмосковья" "Павловопосадский платок". Музыкальный зал...
Мастер-класс «Встречаем весну». Оформление окна
Турутина Елена Мастер - класс "Встречаем весну" Оформление окна. Детский сад является вторым домом для малышей, поэтому необходимо создать в нем уют и...
Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении...
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ( ПРИЩЕПКИ. Подготовительный этап. Показываю детям прищепки и...
Мастер-класс «Кукла «Масленица» из лыка»
Какие проводы зимы без сожжения Масленицы? Такую куклу можно сделать из чего угодно! Главное правило: чтобы у куклы не было лица. Предлагаю Вам...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»
Цель : воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много людей...