Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования»

Анна Григорова
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования»

Консультация для воспитателей

Развитие познавательной активности дошкольников через коллекционирование

Тема: «Колокольчиковое дерево»

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ детский сад №1

г. Белгород

Григорова Анна Петровна.

Белгород 2013

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей. В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Однако возможности ребенка - дошкольника пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Так в группе компенсирующей направленности, общими усилиями детей и взрослых, среди зимы – выросло дерево, да не простое, а волшебное. На его чудо - ветках выросли колокольчики: маленькие и большие, глиняные, металлические и деревянные, стеклянные и фарфоровые, из макраме, простые и сувенирные, с надписью и гербом, рисунком и портретом, белгородские и из других городов России. Как только дети приходят в группу, у них возникает желание непременно подойти к чудо - дереву, просто постоять и посмотреть на его волшебные плоды-колокольчики, или снять понравившийся экземпляр, рассмотреть его поближе, позвонить им и отправить на место.

Маленький колокольчик – младший брат больших колоколов, которые украшают храмы Руси и радуют нас колокольным звоном. В дни больших христианских праздников, когда слышны колокольные звоны, будь то благовест, трезвон, перезвон или красный звон, хочется остановиться и слушать с волнением эту великую музыку. Колокола пришли на Великую Русь с принятием христианства и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

Созданию колокольного дерева в группе предшествовала большая предварительная работа. Дети познакомились с художественными и музыкальными произведениями Е. Шкловского, Р. Рождественского, С. Чипобава, А. Толстого, Э. Грига; репродукциями картин К. Юона «Купола и ласточки», записью «Колокольные звоны». Теперь дети могут рассказать о самом большом экспонате Московского Кремля – Царь-колоколе, о том, для чего были нужны колокола в Древней Руси: они созывали народ на церковные службы и праздники, оповещали народ о начале войны, нападениях врагов и пожарах. Каждый день – утром и вечером, с рождения и до самой смерти человека, сопровождал колокольный звон. Колокола отливали самые именитые искусные мастера. Чтобы стать таким мастером, нужно было долго обучаться мастерству. Самые знаменитые мастера пользовались почётом и уважением.

Начинали отливать колокол с молитвы, чтобы всё задуманное удалось на славу. Брались за такую работу люди широкой русской души, православные добрые, душевные. Форму для отливки помещали в глубокую яму, туда лили медь колокольную (красную и зелёную, олово, серебро, говяжье и свиное сало, вар, белую глину. И вот настаёт ответственный момент – колокол рождается. Поднимают его то же с молитвой, чтобы не сорвался, не раскололся, не разбился. Ведь колокол – живое существо! Как человек, он имеет плечи, уши, язык, туловище. Каждому колоколу давали имена: Царский Сокол, Георгий, Гавриил, Вседневный, Реут, Успенский, Праздничный, Медведь. Колокол – это также и ударный музыкальный инструмент. Колокол звучит по-своему. Звук зависит от языка. Язык у колокола как смычок у скрипки. Здесь всё важно: и материал, и его форма, и вес. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность. Чтобы звуки колокола были слышны далеко-далеко, их стали устанавливать на башнях, высоких звонницах и колокольнях. Колокольный звон на Руси всегда созвучен пению птиц, шелесту листвы, журчанию ручьёв. По легенде своим рождением могучие колокола обязаны скромному полевому цветку – колокольчику. Если закрыть на мгновение глаза, прислушаться и добавить чуть-чуть воображения, то ясно можно услышать, как от дуновения ветра полевые колокольчики издают необыкновенной красоты и чистоты звуки. Цветок природы и «поющий цветок» из металла – нежность и красота, сила и великолепие. Звучать колокола и колокольчики, волнуют и детей, и взрослых. И поэтому понятно желание детей возвращаться к этой теме снова и снова. А поэтому колокольное дерево будет расти, набираться сил и радовать всех окружающих новыми экземплярами: из других городов России, из стран СНГ, а возможно из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. www.zvon.ru/

2. http://www.magister.msk.ru/library/

3. Фотоматериалы из личного архива автора.

Публикации по теме:

План самообразования по теме «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности» План работы по самообразованию 2012- 2013 гг. Воспитатель: Запрягаева Юлия Сергеевна Подготовительная группа МБДОУ № 343 Тема: Влияние.

Презентация для дошкольников «Веселые задачки» Презентация для дошкольников направлена на развитие у детей познавательной математической активности,умение классифицировать геометрические.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования»
Опубликовано: 14 мая 2013 в 14:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...