Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»

Анастасия Хилова
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»

«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра – особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения, становясь педагогическим полигоном к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное и физическое здоровье, разносторонность воспитания ребенка». С. А. Шмаков

Вначале была игра, и только потом слово, так говорят о начале вхождения ребенка в жизнь. Ученые считают, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, и обусловлена всем ходом его эволюционного развития, недостаток движения в современном мире постепенно привел к снижению физической подготовленности детей, к ухудшению их здоровья. Появилась необходимость компенсировать недостаток движения для полноценного физического и психического развития. Для детей дошкольного возраста одним из эффективных средств физического развития являются игры, и не просто игры, а игры подвижные.

По определению современных исследователей, игра – свободная интересная, доставляющая удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей и затрагивающая существенные стороны развития личности ребенка в целом, развивая его сознание. Другими словами в игре ребенок познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми, проявляет и развивает свои знания.

Именно игра является основным средством физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания ребенка. Играя можно решить самые разнообразные задачи – образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества, корригировать имеющиеся проблемы физического развития. Доступность и полезность игр давно доказана русскими учеными: (П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский и др., а также практикой многих педагогов. Все это подтверждает, что наши дети могут и должны приобщаться к миру движений и эмоций.

Мы, не просто взрослые, а взрослые педагоги: воспитатели, инструктора по физической культуре, музыкальные руководители, изучив методику и следуя правилам построения образовательной и двигательной деятельности детей, часто сами того не замечая заменяем слово игра, на слова: упражнение, движение, задание. Забывая о том, что ребенок, «человек играющий». И порой нам кажется, что совсем нет времени на игру.

"Нужно подготовить детей к школе", - слышишь от некоторых воспитателей, - "Нам некогда играть!". А где же беззаботное детство, где эта прекрасная пора радости!

Э Фром, известный немецкий психоаналитик писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете». «Развлекаясь развиваться вот, по моему мнению, девиз ребенка любого возраста.

Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста могут способствовать следующие игры:

"Море волнуется"

"Магазин игрушек"

"На что способны звери?"

"Совушка"

"Птицы и клетка"

"Кто я?"

"Ты мое зеркало"

"Мимика и жесты"

"Угадай, что делали"

"Замри"

"Краски"

"Сделай фигуру"

"Снежинки и ветер"

Эффективным приемом является использование "двигательных перевертышей", когда в подвижной игре происходит резкая смена ролей. Развитие творчества стимулирует и использование музыкального сопровождения. Существенными факторами, стимулирующими творчество старших дошкольников в двигательной деятельности, являются:

регулярное планирование педагогом творческих заданий для детей (изменения, комбинирование, придумывание новых движений);

выделение в режиме дня времени для детского творчества (утренняя гимнастика, физкультурные паузы, досуги, праздники, прогулки, самостоятельная двигательная деятельность детей);

предоставление детям большей свободы в выборе двигательной деятельности, ее продолжительности;

развитие выразительности движений, расширение двигательного опыта за счет увеличения объема двигательных навыков, саморазвития в самостоятельной двигательной деятельности;

использование традиционного оборудования в необычных условиях и нетрадиционных пособий (например, "паутинки" из резинок, сделанный из картона "костер" для перепрыгивания, полосок из дерматина на "липучках" и т. п.);

создание атмосферы радости, воодушевления за счет изменения психоэмоционального состояния детей и педагога, совместных игр с детьми в качестве рядового участника, партнера;

использование музыкального сопровождения для обеспечения ритмичности, темпа движений, для создания ассоциативного фона, предоставление ребенку возможности самому решать двигательные проблемы;

создание проблемных игровых ситуаций, например, "Передвижение по залу в связке парами", "Построение дорожки из разных предметов", "Ералаш", "Ходьба по болоту, не замочив ног", "Преодоление пролезанием разных по величине препятствий", "Тень" (выполнение движений разной координационной сложности, "Поезд" (придумывание движений в соответствии с названием станции, "На что способны разные звери?" (в разном состоянии, настроении, самочувствии, выполнение движений (например, прыжков) одновременно в паре, тройке. Примером ситуации для проявления творчества могут быть игры - "ловишки" с меняющимися условиями: "Ловишки - приседалочки", "Ловишки с домиком", "Ловишки - расколдунчики" (пойманный освобождается другими игроками разными способами: касанием руки, "волшебным словом" и т. п., "Ловишки с ленточками", "Ловишки с мячом" (выбивала).

Показателем культуротворческого фактора в двигательной деятельности являются придумывание детьми выразительных статических и динамических движений (положение ног, рук, головы, мимика, точность передачи задуманного образа, выразительное речевое сопровождение.

Проявление детского творчества в двигательной деятельности может быть связано с возможностью элементарного экспериментирования в самостоятельной деятельности. Эффективными педагогическими приемами при этом могут быть следующие: придумывание вместе с детьми вариантов использования нестандартных физкультурных пособий, предоставление ребенку самому, не спешить с советом и объяснением.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45» «Светлячок»

муниципального образования города Братска

Консультация

для воспитателей

"Развитие творческих способностей

у детей старшего дошкольного возраста

в подвижных играх

Составила:

Хилова А. В.

Инструктор по физ. культуре

МБДОУ «ДСКВ № 45

г. Братск, 2012г.

Публикации по теме:

Подготовка к оценке состояния здоровья детей раннего возраста В рамках опытно-экспериментальной работы, посвященной вопросам оздоровления воспитанников, 18 декабря 2012 года в ГБДОУ №62 Приморского.

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»
Опубликовано: 15 января 2013 в 12:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветочное настроение. Привет из Колпино
Хочу поделиться своим цветочным настроением. Оксана Теликова уже успела похвастаться подарком от Танечки Рыжковой . Теперь наступила моя очередь поделиться...
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания...
"Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке «Курочка Ряба»....
А жизнь летит, аж шляпу сносит!
Доброго выходного дня, милые коллеги! Как неумолимо быстро летит время! И ведь притормозить бедовое, никак не хочет! Через год мои детки старшей...
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...
Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт
Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на бумаге, просто...