Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию»

Флора Исаева
Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию»

Консультация для воспитателей

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию“» размещена в разделах

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, о человеке и обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.

Метод моделирования я применяю для замещения реальных предметов и объектов, схематическими изображениями, знаками, символами.

Актуальность этой темы заключается в том, что она имеет большое значение в решении творческих задач, в сложных эмоционально-насыщенных ситуациях, при смене ведущего вида деятельности. По мнению Л. С. Выготского, важно у детей дошкольного возраста развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и т. д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Обучение моделированию я осуществляю в такой последовательности.

Предлагаю детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

Организую сравнение двух объектов между собой, учу выделению признаков различия и сходства.

Постепенно увеличиваю количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

Обучаю детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры, которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая "знаковая функция сознания". Дети оказываются в состоянии заранее "видеть" возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение

Моделирование я использую в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, ознакомлении детей с художественной литературой и природой

Моделирование при ознакомлении детей с художественной литературой

провожу в два этапа.

На первом этапе ввожу наглядные модели только в процесс пересказывания детьми художественных произведений, что позволяет научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.

Для выявления структуры произведения, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, использую разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например, чтобы разыграть сказку "Репка" нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждаю, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем, когда эту часть работы дети успешно осваивают, предлагаю самим раскладывать заместители в нужном порядке.

Позже, после овладения детьми сериационным рядом, использую двигательное моделирование.

В некоторых произведениях сочетаю два вида моделирования : двигательный и сериационный ряд.

Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи, веду такую работу с символикой: выставляю ряд карточек, и дети по ходу текста из множества предложенных выбирают нужную.

При заучивании наизусть символами заменяю почти каждое слово, чтобы дети лучше и быстрее запоминали.

Иногда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке. Например: «Белая береза под моим окном»

Для пересказа среднего по величине текста символами выделяю главные опорные слова. Очень длинный текст пересказываем с детьми по схеме – плану.

С помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) организую моделирование при ознакомлении детей с природой (объектами и явлениями органического и неорганического мира). Все это помогает при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок об овощах, фруктах, одежде, посуде, животных, временах года и позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов, формирует обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

В процессе занятий при использовании заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей.

Прошу обратить внимание на следующую модель, которая была использована на занятии по ознакомлению детей с временами года. Она помогла дошкольникам прослеживать логику изменений, происходящих с природными объектами и явлениями, выделять основные признаки времен года и объяснять те или иные их закономерности,закреплять названия времен года, месяцев и последовательность их наступления.

Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Например, применение кругов в теме «Семья».Здесь дети сами догадались, почему круги синего и красного цвета, почему одни члены семьи обозначены большими кругами, а другие -маленькими.

Как я уже отметила, любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов, знаков и ассоциативных рисунков. Использование ассоциативных рисунков заключается в ММЧ. Эта работа способствует пониманию детьми процесса перехода воды из одного состояния в другое. С помощью этого метода дети составляют схемы воды в жидком, твердом, газообразном состояниях и отвечают на вопросы:

например, чем твердое отличается от жидкого? Почему если сжать пальцы в ванночке с водой, поднимется только одна капелька, а если сжать карандаш, поднимется весь карандаш?

Я остановилась на использовании метода моделирования на таких видах деятельности, как ознакомление с х/л и природой.

А чему же способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования? В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании - строение предметов, а в рисовании - знаковый смысл графических построений. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.

Выводы

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы: использование символов дает положительные результаты, а именно:

• Позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию дошкольника

• Дает возможность осознать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала

Развивает слуховые и зрительные анализаторы

• Облегчает и ускоряет процесс запоминания, формируя приёмы работы с памятью

• Повышает наблюдательность, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира

• дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.

Анализ результатов работы показал, что дети, которые научились применять метод моделирования, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.

Список использованной литературы.

1. О. М. Дьяченко "Чего на свете не бывает?", Москва, "Знание", 1994.

2. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание", 1994.

3. Л. Ю. Субботина, "Развитие воображения у детей", Ярославль, "Академия развития", 1996.

4. О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева, "Дети, в школу собирайтесь", Москва, "Просвещение", "Учебная литература", 1996.

5. Программа "Развитие" под редакцией Л. А. Венгера.

6. В. А. Милашевич, В. И. Дубрович, "Воспитатель : в чём секрет успеха", Витебск, 1995.

7. Журнал "Дошкольное воспитание", 4-94.

8. Журнал "Дошкольное воспитание", 7-97.

9. Журнал "Дошкольное воспитание", 1 - 97.

10. Журнал "Дошкольное воспитание", 6-97.

11. Журнал "Дошкольное воспитание", 8 - 98.

Публикации по теме:

«Моделирование в учебной деятельности дошкольников» Консультация для педагогов«Моделирование в учебной деятельности дошкольников» Консультация для педагогов МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД № 42.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию»
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 11:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД