Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства» (из опыта работы)

Елена Левенкова
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства» (из опыта работы)

Важной целью в воспитании детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально отзывчивого, разносторонне развитого счастливого человека. Человек – существо социальное. Социализация - процесс взаимодействия человека с обществом.

Средствами развития эмоциональной сферы детей являются:

- художественная литература

- изобразительное искусство

- музыка

- природа

- общение

- развивающая среда

- виды детской деятельности и т. д.

На мой взгляд, наиболее действенным средством развития эмоциональной сферы детей является искусство, а точнее сказать, синтез искусств.

Искусство является сложной системой, включающей в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр, кино и т. д. Их необходимо максимально синтезировать, чтобы ребёнок воспринимал художественный образ ярче, целостнее.

О влиянии художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка я подробно говорила 2 года назад в своём докладе из опыта работы по теме: «Развитие эмоций дошкольников средствами художественной литературы». Поэтому на этом вопросе я останавливаться не буду.

Вы знаете, что наш детский сад работает над реализацией проекта «Мы вхо-дим в мир прекрасного». Мы с детьми с сентября 2005 года тоже включились в эту работу.

А. А. Блок писал: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и ред-ко совпадают). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чув-ство, которым отличаются дети».

Искусство пробуждает у детей-дошкольников эмоционально- творческое на-чало. Эмоциональная насыщенность восприятия, по словам В. А. Сухомлинского – это духовный заряд детского творчества. При знакомстве ребёнка с произведениями живописи с целью усиления эмоционального воздействия на детскую душу я использовала музыку (живую, как вы видели на занятии «Путешествие в мир живописи», или в записи). Необходимо только так подобрать музыку, чтобы она усиливала и подчёркивала общее настроение картины (тревогу, покой, радость, страх и др.). В этом неоценима помощь музыкального руководителя.

Нельзя забывать и о художественном слове, которое может предшествовать восприятию картины или непосредственно сопровождать его. Часто удачно подобранное стихотворение помогает детям понять глубокий смысл произведения, всмотреться в картину и увидеть то, что сразу не заметили.

При восприятии жанровой картины необходим рассказ воспитателя или экскурсовода.

Значение музея в эмоциональном воспитании детей огромно. Встреча с подлинным искусством в музее оказывает на детей более сильное эмоциональное воздействие, чем репродукции, пробуждает у них интерес к живописи. Эмоциональное восприятие произведения, его анализ, осмысление идеи картины создают условия для воспитания эмоционально-оценочного отношения к её содержанию. Неисчерпаемым источником развития эмоциональной сферы ребенка являются произ-ведения портретной живописи. Они показывают детям лучшие черты человека, чувство сопереживания, эмоционально-эстетическую отзывчивость к духовному миру человека. Портреты должны быть доступны детям (портреты детей, сказочных и былинных героев, людей разных профессий, женские портреты, носить воспитывающий, гуманный характер, ярко выражать эмоциональное состояние. Чем эмоциональнее, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей. И средства выразительности, которые использует художник, должны быть разнообразными (цвет композиции, ритм, мимика).

В рамках музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного» была разработана программа сотрудничества Культурно-выставочного центра «Радуга» и МДОУ «Детский сад №70».Тематика экскурсий: в сентябре: «Осенняя пора – очей очарованье» (Знакомство с пейзажами И. И. Шишкина и И. Левитана).

Одна из задач – способствовать развитию эмоционального переживания пейзажного образа. В группе до экскурсии мы читали и заучивали стихи об осени. После экскурсии мы с детьми рассматривали репродукции русских художников с осенними пейзажами, рисовали на тему «Золотая осень», «Поздняя осень».

В феврале – «Удивительный мир людей» (Знакомство с портретом).

Задачи экскурсии:

1. Формировать интерес к человеку, его внутреннему миру.

2. Способствовать развитию понимания человеческих эмоций и их изо-бражения в искусстве.

3. Дать понятия жанра «портрет», подвести к пониманию того, что в портретах художник передает не только внешность человека, но и его настроение, переживание, характер.

4. Формировать наблюдательность и внимание по отношению к людям, к миру человеческих чувств.

До музея мы читали произведения художественной литературы об уникальности каждого человека, изучали разнообразие эмоций человека, рассматривали пиктограммы эмоций.

После музея шло закрепление знаний об эмоциях, о жанре «портрет», его видах, рассматривание портретов, рисование «Портрет папы», аппликация «Веселые человечки».

В апреле – «Волшебство сказки» (Знакомство с творчеством В. Васнецова).

Одна из задач: способствовать восприятию человеческих переживаний, эмоций через художественные образы. До музея читали сказки «Иван-царевич и Серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», былины о русских богатырях.

После музея рассматривали иллюстрации к сказкам и былинам в книгах (книжная графика, рисовали на тему «Любимая сказка».

Наряду с посещением КВЦ «Радуга» мы с детьми один раз в месяц ходили на экскурсии в ЧГХМ, где дети знакомились с произведениями чувашских художников-живописцев, графиков, скульпторов, с видами искусства, с жанрами живописи, с видами народного декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву и др.)

Параллельно со всей этой работой в группе один раз в неделю я проводила занятия по ознакомлению с искусством.

Перечислю приемы ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, которые я использую в своей работе:

1. искусствоведческий рассказ педагога;

2. рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине;

3. беседа;

4. прием «вхождения» в картину;

5. воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий;

6. прием точных установок;

7. прием сравнения;

8. классификация (на занятиях по классификации пейзажной живописи хорошо использовать музыку и поэзию);

9. дидактические игры;

10. пояснение;

11. акцентирование деталей;

12. вызывание адекватных эмоций (вспомни, какое настроение у тебя было);

13. оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов;

14. игровые приемы;

15. музыкальное сопровождение.

Но даже при использовании на занятиях разнообразных методов и приемов, мы не получим хороших результатов. Занятие проводится фронтально. Мы знаем, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и невозможно, чтобы все дети на одном – двух занятиях усвоили полученную информацию. Поэтому необходима работа с небольшой подгруппой и индивидуальная работа. В блоке совместной деятельности мы с детьми проводили:

- беседы по картинам;

- рассматривание репродукций картин известных художников;

- чтение художественной литературы и определение эмоциональных состояний героев;

- рассматривание иллюстраций в книгах;

- знакомство, рассматривание произведений русского и чувашского декоративно-прикладного искусства;

- прослушивание музыки (П. И. Чайковского и др.);

- дидактические игры с открытками на дифференциацию видов искусств, жанров живописи;

- дидактические игры «Подбери портрет, соответствующий музыкальному отрывку по настроению», «Найди картину с временем года, описанным в стихотворении»;

- рисование под музыку различных эмоциональных состояний;

- упражнения – этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций («Раздумье», «Вкусные конфеты», «Соленый чай», «Остров плакс», «Грязь», «Муха», «Лисичка подслушивает»;

- этюды по картине (по жанровым картинам). (Оживление);

- пластические этюды для рук под музыку («Листья падают …», «Снег кружится …», «Бегут ручьи …».

Я стараюсь, чтобы развивающая среда в группе была насыщена произведениями искусства (репродукциями картин, предметами декоративно-прикладного искусства, малыми скульптурными формами и народными игрушками). Ребенку доступны открытки с репродукциями картин, наборы открыток «Чебоксары», «Голубая Гжель», «Дымковская игрушка». Дети любят рассматривать их, обыгрывать, изображать эмоции перед зеркалом, играть с ними в «Музей» и «Школу».

В нашем детском саду в помощь воспитателям сделана подборка репродукций картин и интересной информации о художниках и их произведениях, много познавательного материала по живописи, по искусству вообще, имеется большое количество демонстрационного и раздаточного материала. Есть и необходимая методическая литература по ознакомлению детей с пейзажной живописью, книжной графикой, скульптурой, архитектурой и др. Сейчас, когда в сетке занятий у нас есть специальное занятие по развитию речи, я стала использовать занятия по развитию речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства из книги «Развитие речи и творчества дошкольников» (под ред. О. С. Ушаковой). Авторы предлагают осуществлять развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений, что повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Важнейшими задачами этих занятий являются обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами, сравнением, обучение рассказыванию по картине (натюрморту, портрету, пейзажу, знакомство с художественной литературой, развитие умения строить предложения разных типов.

Только использование в комплексе всех форм работы с детьми во всех трех блоках детской деятельности, разнообразных методов и приемов, позволило мне достичь хороших результатов в работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством. С другой стороны, результатом работы стало успешное развитие эмоциональной сферы детей. Об этом свидетельствуют данные ежегодного мониторинга, где кроме выявления знаний детей о видах изобразительного искусства, о жанрах живописи, о художниках и скульпторах, мы выявляли способность ребенка к восприятию и эмоционально-личностное отношение к произведению искусства. В этой (четвертой) серии диагностики результаты работы на начало и конец учебного года в выпускной группе были следующие:

высокий уровень – 5 детей/7 детей

выше среднего – 8 детей/6 детей

средний уровень – 5 детей/9 детей

ниже среднего – 3 ребенка/0 детей

низкий уровень – 1 ребенок/0 детей

Увеличилось количество детей, которые свободно отвечали, почему понравилась картина, высказывали личные ассоциации, свое эмоциональное отношение. Их речь стала богаче, ярче, образнее, мимика выразительнее. Дети стали более внимательны друг к другу, эмоционально отзывчивее к чувствам других людей, что доказывает эффективность системы работы по развитию эмоциональной сферы детей посредством различных видов искусств.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Роль музыки в воспитании детей. Консультация для воспитателей и родителей РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства» (из опыта работы)
Опубликовано: 27 октября 2013 в 19:28
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...