Консультация для воспитателей «Роль нетрадиционных техник в изобразительном творчестве дошкольников»

Анна Корж
Консультация для воспитателей «Роль нетрадиционных техник в изобразительном творчестве дошкольников»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»,- утверждал В. А. Сухомлинский.

Кто не наблюдал, как рисуют дети - дома, на улице? Самые маленькие, еще не зная, чем и на чем можно рисовать, с увлечением рисуют всем, что оставляет след на асфальте, на стене, на бумаге. Взрослые иной раз досадуют: обои исчиркал, бумагу извел - лучше бы играл со своими игрушками. Людям подчас невдомек, что рисунки детей - одно из чудес, мимо которых многие проходят, не замечая их, не задумываясь. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка.

Мы часто недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут развивающего эффекта для ребенка. Такой подход к детскому изображению далек от истины. Научить изображать, то есть первоначально любить что-либо изображать - это значит сделать универсальное полезное дело для ребенка. Развиваются руки, ребенок учится активно показывать в своих первых детских работах свое отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всем многообразии красок он познает окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Этот порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом.

Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия.

При этом крайне важно помнить, что «направлять» ребенка - это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у ребенка «оживает», преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, в другом - морским кораллом.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, воспитатель должен разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. А если педагог уделяет большое внимание к выполнению работ в нетрадиционной технике, то изобразительное творчество становится еще увлекательнее и интереснее.

Детей всегда притягивает цвет и фактура краски. О роли рисования в эстетическом воспитании спорить не приходится. Но как построить изобразительную деятельность в игровой форме, которая была бы интересной и взрослым и детям? Игровые и сюрпризные моменты используются в работе детского сада широко, они дают заинтересованность к процессу и результату рисования. Но это не игра с красками. Игра возможна только при исследовании и освоении новых живописных техник и материалов. Поэтому необходимо формировать у детей нетрадиционные навыки рисования, потому что эта деятельность носит ярко выраженный творческий характер, у детей развивается образное мышление, воображение, внимание.

Один из компонентов изобразительной грамоты – это художественные техники.

Не совсем верно связывать нетрадиционные техники с желанием достигнуть эффекта. Суть в том, что раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет важное значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа. Техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом.

Художественные техники: «Пальчики- палитра», «Печатать от ладони», «Печатка», «Пиантская печатка», «Рисование вдвоем на длинной полоске бумаги», «Рисование с секретом в три пары рук», «Тампонирование», «Трафарет», «Набрызг», «Ниткография», «Веревочные рисунки», «Кляксография», «Мыльные пузыри», «Рисуем на мокрой бумаге», «Фотокопия», «Рисование через копировальную бумагу», «Точечный рисунок», «Граттаж», «Косметическая живопись», «Фоновая» техника,»Вливание» цвета в цвет, «Монотипия», «Акватипия» - очень важная составляющая часть педагогического процесса, поскольку ребенок вовлекается в процесс преобразования материала. Иными словами, развивается его творческое мышление. Способность экспериментировать.

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисовании у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность доставляет детям радость, создаёт положительный настрой.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль нетрадиционных техник в изобразительном творчестве дошкольников»
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 20:33
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...