МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Русские народные потешки в жизни малышей»

Елена Ильяш
Консультация для воспитателей «Русские народные потешки в жизни малышей»

Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша : вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.

Это забавляет, радует его, организует его поведение.

Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию – успокаивают, веселые – радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Публикация «Консультация для воспитателей „Русские народные потешки в жизни малышей“» размещена в разделах

Мы решили как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми раннего возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении.

Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, по маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. Воспитатель перебирает пальчики ребенка и приговаривает:

Этот пальчик – дедка,

Этот пальчик – бабка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

А вот этот – наш малыш,

Зовут его Денис!

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Словарный запас детей этого возраста невелик, реальный мир ими воспринимается своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей.

Проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовились ко сну, с удовольствием, воспитатели группы раннего возраста используют потешки. Во время умывания:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Или другую потешку :

Водичка, водичка,

Умой мое личко,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Помогает потешка и в процессе кормления. Дети плохо ели, без аппетита. Чтобы вызвать у них желание есть воспитатель произносила :

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую

или

Дубы, дубочки, пеку блиночки,

Блиночки горячи,

Не хотят сидеть в печи

Блиночки румяные,

С маслицем, сметаною

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Воспитатель ласково, убаюкивающее говорила:

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок,

Песни громко поет,

Ване спать не дает

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди

Тебе спать – не гулять,

Только глазки закрывать.

Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. Для того чтобы дети быстро осваивали навыки, необходимые для одевания, воспитатель и няня приговаривали:

Вот они – сапожки,

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки,

Эта – с правой ножки

Эта – с правой ножки,

Вот как хорошо!.

Или

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Каковы же результаты работы с русской потешкой? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. Умывание, одевание и прочие режимные процессы стали для них делом приятным.

Публикации по теме:

Использование малых форм фольклора в развитии общей и тонкой моторики рук Ученые, изучая деятельность детского мозга,отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая зависимость.

Педагогическая технология развития у детей третьего года жизни интереса друг к другу через использование малых форм фольклора Цель: Развитие интереса детей раннего возраста друг к другу на содержании музыкального фольклора. Краткое теоретическое обоснование педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Русские народные потешки в жизни малышей»
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 22:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД