Консультация для воспитателей «Содержание предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей»

Гелина Идиятулина
Консультация для воспитателей «Содержание предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжска РМЭ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Провела: воспитатель

логопедической группы

МДОУ №4 «Калинка»

высшей категории

Идиятулина Г. Ш.

2013 г.

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать».

Ж. Руссо

Предметно-развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.) и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов. Наша роль (взрослого, воспитателя) в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Условно групповое помещение подразделяется на зоны:

- зона умеренной активности («Центр познания», «Центр книги», «Центр математики»);

- зона средней активности («Центр конструирования», «Центр творчества», «Центр экспериментирования», «Центр безопасности»);

- зона повышенной активности («Центр двигательной активности», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства»).

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия с учетом индивидуальных и гендерных особенностей.

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра - значимое условие формирования половой идентичности. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики - шумные, наполненные движениями. Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаем предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, веера, зонтики и т. д. ; мальчикам – разнообразные технические игрушки.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Почта», «Ателье», «Школа» и т. д. отражают разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе.

При организации сюжетно-ролевых игр важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между мальчиками и девочками. В процессе игр дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом построена и театрализованная деятельность.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Дети охотно конструируют для коллективных игр. При этом мальчикам поручается «тяжелая» работа: «подвести материал, установить основные крупные детали» и т. д. учетом гендерных особенностей). Крупный строительный материал требует много места, поэтому его разместили в спальной комнате, в стороне от игровой зоны девочек. Рядом расставлены машины, которые мальчики используют в играх со строительным материалом.

В спальной комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, обеспеченная игрушками и инвентарем, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки и т. д.).

Такие игры помогают организовать сотрудничество и взаимодействие мальчиков и девочек.

Для реализации гендерного подхода в приобщении к азам трудовой деятельности взрослых оснастили необходимым оборудованием, набором игрушечных инструментов и материалами.

В «Центре творчества» и в «Центре книги» важно создать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Поэтому мальчики выбирают книги и раскраски героического цикла, в которых показаны образы мужественного, отважного героя (это роботы, бэтманы, богатыри и т. д.). А девочкам ближе книги, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Поэтому они выбирают раскраски Золушки, принцесс, феи и т. д.

В «Центре познания» имеются различные логические, речевые, развивающие, интеллектуальные игры. Такие игры помогают расширить представления детей об окружающем мире, формировать умения, обеспечивающие самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Материалы и оборудование, которыми пользуются и девочки, и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, комплекты-заместители, познавательные книги, энциклопедии) располагаются в группе по договоренности.

Вместе с тем в практике отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий. Поэтому важно соблюдать один из принципов построения предметно-развивающей среды – принцип учета половых и возрастных различий детей, который даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

«…Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Предметно-развивающая среда в группе «Калинка»Предметно-развивающая среда в группе «Калинка» Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Содержание предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей»
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 19:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет о проведенном мероприятии «1 июня-День защиты детей»
1 июня в саду прошел удивительный праздник для воспитанников нашего детского сада. На мероприятие, которое прошло в музыкальном зале, пришли волшебные гости:...
Сценарий тематического мероприятия в дошкольной разновозрастной группе «День памяти и...
Сценарий открытого мероприятия : «День памяти и скорби» в дошкольной разновозрастной группе. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких...
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
Слайд 2. Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и...
Презентация проекта «Чипсы»
1 слайд: Здравствуйте, меня зовут Федоров Алибогдан, мне 5 лет. Я воспитанник детского сада №1 «Жар-птица». И я представляю вашему вниманию свой проект...
Итоговое занятие во второй младшей группе «Путешествие в страну знаний»
Цель:Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое...