Получи документы

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в среднем дошкольном возрасте»

Татьяна Тимошкина
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в среднем дошкольном возрасте»

В 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны.

Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованная деятельность в среднем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Ребенок среднего дошкольного возраста при грамотном педагогическом руководстве вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в театрализованной деятельности, при помощи воспитывающих взрослых и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые сюжеты.

Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизировать произведения с небольшим количеством действий.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Во взаимодействии с детьми используются:

- многоперсонажные игры-драматизации по текстам двухтрехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси- лебеди»);

- игры-драматизации с использованием фольклорного материала «Фольклорный театр»;

- постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды

репродуктивного и импровизационного характера, например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было».

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой, театр ложек и пр.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси.»).

Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их

с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-«артистов»).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствие и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, то есть умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умения договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации — основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на руки (пальцы). Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Для полноценного развития театрализованной деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность художественными впечатлениями. Беря в работу какой-либо сюжет, воспитывающие взрослые должны заинтересовать им ребенка, дать ему возмож-ность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса.

Театрализованная деятельность в средней группе может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, продолжительностью не более 20-25 минут; так же органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др., а так же запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОГО ТЕАТРА

В среднем дошкольном возрасте, наряду с уже известным детям настольным театром игрушек, настольным театром картинок, фланелеграфом, теневым театром, пальчиковым театром, театром кукол бибабо, можно использовать следующие виды детского театра :

Театр из конусов и цилиндров.

С помощью циркуля, трафаретов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба, склеивают из полукругов конусы, превратив их в фигурки, приклеив детали. Для изготовления игрушек из цилиндров нужно склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформить лучше аппликацией, бумагой, тканью, кружевом, тесьмой, нитками, пуговицами, бусинками, бисером, пришив или приклеив к поделке.

Крахмальным клеем удобно склеивать и приклеивать бумагу, тонкие ткани, а картон, пуговицы, бусины, тесьма лучше приклеиваются клеем ПВА. Кукол можно смастерить из бумажной массы, картона, ткани. Слепить из массы головки персонажей, чтобы надеть их на конусы. Для изготовления массы газетная бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой. После того как бумага размокнет, дают воде стечь, добавляют горсть муки и замешивают тесто (3/4 бумажной массы и одна часть муки). Скатанный из массы шарик надеть на картонный конус и лепить головку прямо на нем. Головки сохнут на конусе. Затем снимаются, разрисовыва-ются, приклеиваются детали (волосы, косыночка и т. д.). Подбираются соответствующие ткани для оклейки конусов. На конусах делают прорези, в которые вставляют лапки, хвостики, руки. Имея несколько таких конусов, можно быстро сконструировать любую театральную куклу.

Магнитный театр. Игрушки, сделанные детьми из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов.

Театр из коробок. Отобрать коробки разной формы и размера (от пищевых продуктов, парфюмерных товаров, несыпучих лекарственных средств и др., склеить друг с другом, обклеить кусочками бумаги, ткани и оформить вырезанными элементами.

Любую коробку можно приспособить и для головы куклы (картонную упаковку из-под сметаны, бумажную, из пластического материала, кубическую, цилиндрическую и др.). Важно только, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребенка. Есть два варианта изготовления. Либо коробка изображает целую фигурку, либо делается только голова. В таком случае на руку сначала надевается как бы юбочка из ткани. Кисть руки при этом прячется в коробочку, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке.

Такую куклу можно сделать игрушкой-говорушкой, вырезав отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия шевелить указательным пальцем, то создается иллюзия, что кукла говорит.

Театр игрушек из природных материалов. Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена, косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный.

Природные материалы лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.).

Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушек, веточек растений. Можно врыть в песок емкость с водой, тогда персонажи могут плавать на плотиках и лодочках из коры.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО УГОЛКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

В зависимости от интересов детей, их возраста и воспитательных задач, при оформлении театрального уголка, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т. е., используется принцип мобильности. Воспитатель должен продумать и целесообразность возможного объединения других уголков (центров). Театральный уголок лучше объединить в художественно-творческий центр, в него вошли бы - театр, изодеятельность, музыка.

Обязательными составляющими театральных уголков должны быть следующие атрибуты:

Театр настольный;

ширма;

наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;

театр математики;

театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);

персонажи с разным настроением;

материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);

готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;

атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;

уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);

для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

Содержание театральных уголков и наличие в них различных видов театров зависит от возраста.

Театральный уголок средних групп, включает в себя:

1) пальчиковый театр (этюды на руках).

2) настольный театр (различные виды).

3) кукла-самоделка на нитке или резинке (работа с предметами на нитках).

4) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

5) театр петрушек (игры-импровизации).

Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски театральных персонажей.

Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.

Стойка-вешалка для костюмов.

Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.

Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).

Атрибуты для «Разноцветных сказок».

Театр математики.

Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

В содержание работы по театрализованной деятельности входит :

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

игры-драматизации;

подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;

упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);

литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».

Публикации по теме:

Консультация из опыта работы «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте»Консультация из опыта работы «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49» Конкурсная работа Из опыта.

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей.

Консультация для педагогов «Оригами в старшем дошкольном возрасте» Консультация для педагогов: «Оригами в старшем дошкольном возрасте». Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии.

Консультация для родителей «Формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте» Консультация для родителей на тему: «формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте» Раннее детство и дошкольный возраст являются.

Консультация для родителей «Значение общения детей в дошкольном возрасте» Консультация для родителей на тему : «Значение общения детей в дошкольном возрасте». “Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека.

Консультация для воспитателей на тему: «Для чего нужно ГТО в дошкольном возрасте?». Консультация для воспитателей на тему: «Для чего нужно ГТО в дошкольном возрасте?». Президент России Владимир Путин предложил возродить.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра в среднем возрасте» В возрасте 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает основное место в жизнедеятельности детей. У них возникает стремление не просто играть,.

Мастер-класс для педагогов «Анализ сказки при помощи «Системного оператора» в среднем дошкольном возрасте Мастер-класс для педагогов на тему: «Анализ сказки при помощи «Системного оператора» в среднем дошкольном возрасте» Задачи: • дать педагогам.

Практикум для воспитателей «Значение и особенности детского экспериментирования в среднем дошкольном возрасте» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 Муниципальное образование Каневской район Практикум.

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте Театрализованная деятельность в дошкольном возрастеЗанятие театрализованной деятельностью в дошкольном возрасте способствует развитию творческого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в среднем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 12:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД