Консультация для воспитателей «Формирование ценностных ориентаций ребёнка в дошкольном учреждении»

Наталья Тютерева
Консультация для воспитателей «Формирование ценностных ориентаций ребёнка в дошкольном учреждении»

Человек окружил себя огромным количеством различных предметов, большинство из которых он создал своим разумом и своими руками. Первые предметы помогают человеку удовлетворять его естественные жизненные потребности (дома, мебель, посуда, одежда, и т. д.)- Вторые являются источниками радости, комфорта, красоты и эстетического наслаждения (картины, изделия народного промысла, книги и т. д.) Третьи предметы -помощники, которые необходимы человеку в труде (транспорт, станки, инструменты, предметы быта и т. п.) Наши дети живут в мире этих же самых предметов. И нам, конечно, очень хочется, чтобы малыши бережно, со вниманием и заботой относились к ним.

Доброе, разумное, бережное отношение к миру не появляется само по себе. Его надо формировать, взращивать, лелеять. Что для этого мы делаем? В первую очередь обратите внимание на себя, свои привычки и поступки. А как я сам отношусь к вещам? Все ли они содержаться в порядке? Есть ли у них свое строго определенное место? Стараюсь ли я починить испорченную вещь или выбрасываю?

Двухлетний малыш не знает, как относиться к окружающему миру. И он смотрит на нас: как мы относимся к тому или иному предмету, объекту, событию.

Отношению к миру он учится у нас. Формирование доброго и бережного отношения к миру необходимо строить на понятном, доступном и близком детям содержании.

Материальная основа такого содержания состоит, прежде всего, из предметов принадлежащих детям и находящихся в их полном распоряжении.

В первую очередь это игрушки. Именно с их помощью проще всего сформировать у детей определённое отношение к рукотворному миру. Формируемое отношение должно быть адекватно предмету, игрушке (мишке, собачке и т. п.) лишь тогда мы сможем заложить сочувственное отношение к ним (сострадание, жалость, желание помочь, позаботиться,прийти на помощь). Формируя у малышей сочувственное отношение к игрушкам, мы закладываем основы гуманного поведения и добрых поступков по отношению к людям и объектам живой природы, а так же мы закладываем основы разумного и аккуратного отношения к орудиям труда, личным вещам, всему рукотворному миру.

Основное содержание работы по формированию доброго и бережного отношения включает:

- Решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек (расселение, обустройство, радостные события и огорчения и т. п.) Что мы делаем? Решаем проблемные ситуации.

Малыш искренне верит, что:

- плюшевому мишке очень больно, когда он падает;

- куклы голодны, потому, что у них нет посуды, куда можно положить еду;

- куклам холодно потому, что у них нет одежды;

- зайчикам и кошечкам не хватает стульчиков;

- куклы ничего не видят из за растрепанных волос, которые лезут им в глаза;

- машинка недовольна тем, что ей погнули колеса и теперь трудно ездить ;

- грузовик грустит и чуть не плачет из-за сломанного кузова и тд.

При решении проблем все просьбы, пожелания и благодарность должны исходить от лица самих игрушек.

Ситуации разные бывают:

L Знакомство с новыми игрушками и предметами

- в группу пришла новая кукла. Где ей жить?

- приехал новый паровозик. Что ему делать?

2. При подготовке к праздникам мишки и зайчики просят их нарядить. Как?

3. При смене времён года мячик мёрзнет на улице и не хочет прыгать по лужам (снегу) где ему переждать дождь (стужу?

- санки не знают, для чего они нужны. А кто знает?

Одновременно с формированием бережного и доброго отношения мы решаем и другие важные задачи:

1. Помогаем малышу устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире. Он как бы проецирует реальность своей жизни (человека) на более понятный и доступный ему мир игрушек.

Действуя с игрушками, ребёнок начинает понимать, что квартира нужна для того, чтобы в ней жить, посуда - чтобы аккуратно есть, кровать и постельные принадлежности - чтобы крепко, сладко спать. Этим самым мы формируем у малыша представление о нём (добрый, внимательный, заботливый, ласковый, аккуратный, многое умеет делать и т. д.)

- обогащаем знания детей о свойствах, качествах и функциональных возможностях предметов.

Подарки и сюрпризы так же имеют огромное значение.

Поделки, выполненные руками воспитателя на глазах у детей и подаренные им.

Осенью поделки из палочек, листьев (мастерим на улице).

Плавающие игрушки (плавают в воде) кораблики и т. п.

Шумелки и гремелки (в коробочки из-под спичек, мыла, конфет) положить шарики (горох, фасоль, косточки от фруктов и т. д.)

Предложить маленькие праздники с играми. Это вызывает у детей положительные эмоции, радость.

Познавательное отношение к миру у детей можно формировать во время:

- наблюдений за интересующими малышей объектами, событиями, явлениями:

«экспериментирования» и «исследования» детьми свойств и качеств отдельных предметов. Во время прогулок на свежем воздухе в разное время года.

С прогулок ребёнок часто носит домой разные мелочи. У ребёнка есть «сокровища». Мы, взрослые, иной раз думаем, что - это мусор. Нет, для малыша всё собранное им имеет ценность. Ведь не что-нибудь, а именно эти сокровища он пытается сохранить, сберечь. Место для сокровищ у ребенка всегда должно быть, имея его, он чувствует себя более уверенно, раскованно и даже защищёно, так как в любую минуту он может спокойно подойти к такому месту, достать свои сокровища, внимательно рассмотреть их, поиграть с ними, просто повертеть в руках. Ребёнка обязательно нужно поощрять за то, что он умеет сберечь свое, а если он научиться с детства беречь своё, то сохранит и общественное.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного НОД в средней группе «Классификация предметов «Сладости магазина» Конспект НОД на тему: "Классификация предметов «Сладости магазина»" МБДОУ № 51 г. Набережные Челны Возрастная группа:средняя Задачи:Учить.

Мир глазами ребенкаМир глазами ребенка Появившись на свет, малыш начал свой долгий и нелегкий путь в нашем мире. Чтобы определиться в нем. найти свое место - истинное место.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование ценностных ориентаций ребёнка в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 16:03
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться...
Использование игровых технологий в НОД
Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей ребёнок...
Фотоотчет проведения мини-спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской.
Фотоотчет проведения мини – спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской. Произведения Эммы Мошковской не так исключительно знакомы всем,...
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...
Лепка «Красивые тарелки» в группе раннего возраста — фотоотчёт
Все мы каждый день принимаем пищу, у каждого из нас есть своя тарелка, которую каждый выбирает исходя из своих предпочтений, увлечений, хобби. Дети в...