Консультация для воспитателей «Формирование ценностных ориентаций ребёнка в дошкольном учреждении»

Наталья Тютерева
Консультация для воспитателей «Формирование ценностных ориентаций ребёнка в дошкольном учреждении»

Человек окружил себя огромным количеством различных предметов, большинство из которых он создал своим разумом и своими руками. Первые предметы помогают человеку удовлетворять его естественные жизненные потребности (дома, мебель, посуда, одежда, и т. д.)- Вторые являются источниками радости, комфорта, красоты и эстетического наслаждения (картины, изделия народного промысла, книги и т. д.) Третьи предметы -помощники, которые необходимы человеку в труде (транспорт, станки, инструменты, предметы быта и т. п.) Наши дети живут в мире этих же самых предметов. И нам, конечно, очень хочется, чтобы малыши бережно, со вниманием и заботой относились к ним.

Доброе, разумное, бережное отношение к миру не появляется само по себе. Его надо формировать, взращивать, лелеять. Что для этого мы делаем? В первую очередь обратите внимание на себя, свои привычки и поступки. А как я сам отношусь к вещам? Все ли они содержаться в порядке? Есть ли у них свое строго определенное место? Стараюсь ли я починить испорченную вещь или выбрасываю?

Двухлетний малыш не знает, как относиться к окружающему миру. И он смотрит на нас: как мы относимся к тому или иному предмету, объекту, событию.

Отношению к миру он учится у нас. Формирование доброго и бережного отношения к миру необходимо строить на понятном, доступном и близком детям содержании.

Материальная основа такого содержания состоит, прежде всего, из предметов принадлежащих детям и находящихся в их полном распоряжении.

В первую очередь это игрушки. Именно с их помощью проще всего сформировать у детей определённое отношение к рукотворному миру. Формируемое отношение должно быть адекватно предмету, игрушке (мишке, собачке и т. п.) лишь тогда мы сможем заложить сочувственное отношение к ним (сострадание, жалость, желание помочь, позаботиться,прийти на помощь). Формируя у малышей сочувственное отношение к игрушкам, мы закладываем основы гуманного поведения и добрых поступков по отношению к людям и объектам живой природы, а так же мы закладываем основы разумного и аккуратного отношения к орудиям труда, личным вещам, всему рукотворному миру.

Основное содержание работы по формированию доброго и бережного отношения включает:

- Решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек (расселение, обустройство, радостные события и огорчения и т. п.) Что мы делаем? Решаем проблемные ситуации.

Малыш искренне верит, что:

- плюшевому мишке очень больно, когда он падает;

- куклы голодны, потому, что у них нет посуды, куда можно положить еду;

- куклам холодно потому, что у них нет одежды;

- зайчикам и кошечкам не хватает стульчиков;

- куклы ничего не видят из за растрепанных волос, которые лезут им в глаза;

- машинка недовольна тем, что ей погнули колеса и теперь трудно ездить ;

- грузовик грустит и чуть не плачет из-за сломанного кузова и тд.

При решении проблем все просьбы, пожелания и благодарность должны исходить от лица самих игрушек.

Ситуации разные бывают:

L Знакомство с новыми игрушками и предметами

- в группу пришла новая кукла. Где ей жить?

- приехал новый паровозик. Что ему делать?

2. При подготовке к праздникам мишки и зайчики просят их нарядить. Как?

3. При смене времён года мячик мёрзнет на улице и не хочет прыгать по лужам (снегу) где ему переждать дождь (стужу?

- санки не знают, для чего они нужны. А кто знает?

Одновременно с формированием бережного и доброго отношения мы решаем и другие важные задачи:

1. Помогаем малышу устанавливать целостные связи среди предметов и объектов в окружающем мире. Он как бы проецирует реальность своей жизни (человека) на более понятный и доступный ему мир игрушек.

Действуя с игрушками, ребёнок начинает понимать, что квартира нужна для того, чтобы в ней жить, посуда - чтобы аккуратно есть, кровать и постельные принадлежности - чтобы крепко, сладко спать. Этим самым мы формируем у малыша представление о нём (добрый, внимательный, заботливый, ласковый, аккуратный, многое умеет делать и т. д.)

- обогащаем знания детей о свойствах, качествах и функциональных возможностях предметов.

Подарки и сюрпризы так же имеют огромное значение.

Поделки, выполненные руками воспитателя на глазах у детей и подаренные им.

Осенью поделки из палочек, листьев (мастерим на улице).

Плавающие игрушки (плавают в воде) кораблики и т. п.

Шумелки и гремелки (в коробочки из-под спичек, мыла, конфет) положить шарики (горох, фасоль, косточки от фруктов и т. д.)

Предложить маленькие праздники с играми. Это вызывает у детей положительные эмоции, радость.

Познавательное отношение к миру у детей можно формировать во время:

- наблюдений за интересующими малышей объектами, событиями, явлениями:

«экспериментирования» и «исследования» детьми свойств и качеств отдельных предметов. Во время прогулок на свежем воздухе в разное время года.

С прогулок ребёнок часто носит домой разные мелочи. У ребёнка есть «сокровища». Мы, взрослые, иной раз думаем, что - это мусор. Нет, для малыша всё собранное им имеет ценность. Ведь не что-нибудь, а именно эти сокровища он пытается сохранить, сберечь. Место для сокровищ у ребенка всегда должно быть, имея его, он чувствует себя более уверенно, раскованно и даже защищёно, так как в любую минуту он может спокойно подойти к такому месту, достать свои сокровища, внимательно рассмотреть их, поиграть с ними, просто повертеть в руках. Ребёнка обязательно нужно поощрять за то, что он умеет сберечь свое, а если он научиться с детства беречь своё, то сохранит и общественное.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного НОД в средней группе «Классификация предметов «Сладости магазина» Конспект НОД на тему: "Классификация предметов «Сладости магазина»" МБДОУ № 51 г. Набережные Челны Возрастная группа:средняя Задачи:Учить.

Мир глазами ребенкаМир глазами ребенка Появившись на свет, малыш начал свой долгий и нелегкий путь в нашем мире. Чтобы определиться в нем. найти свое место - истинное место.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Наша армия
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование ценностных ориентаций ребёнка в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 16:03
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...