Консультация для воспитателей Тема: «Вижу, действую, познаю»

Людмила Галушко
Консультация для воспитателей Тема: «Вижу, действую, познаю»

Из опыта работы МБДОУ №76 «Капелька»

Г. Сургут, Тюменская область

Подготовила и провела: воспитатель Галушко Л. С.

Л. С Выготский в своих исследованиях доказывает, что восприятие является основной психической функцией детей раннего и младшего дошкольного возраста. Всякое восприятие в этом возрасте отличается двумя особенностями.

Аффективный характер – так Выготский определяет первую особенность, отражающую яркость (страстность) и эмоциональную окрашенность всего воспринимаемого ребенком. Вторая особенность определяется тем, что именно на основе восприятия развиваются остальные психические функции ребенка: внимание, речь, мышление, воображение. В активном восприятии окружающего мира на основе узнавания развивается память как продолжение восприятия.

Мышление младшего дошкольника проявляется в наглядно- действенной форме как умение восстанавливать ранее воспринятые связи, но в конкретной наглядной ситуации. Выготский подчеркивает, что в этом возрасте «все сознание работает на пользу восприятия». Следовательно, для обеспечения гармоничного развития детей 3-4 лет педагогам, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для развития детского восприятия. А благоприятными они будут в том случае, когда педагог организует эмоционально окрашенное восприятие детьми предметов и явлений окружающей действительности, переходящей в действие, сопровождаемое словесными комментариями взрослого. Тогда основной принцип организации обучения детей этой возрастной группы можно обозначить так: что вижу, с чем действую, то и познаю!

В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются смутностью и нечеткостью. Дети 3 -4 лет при восприятии изображения незнакомого объекта выхватывают из него какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь предмет. Например, впервые увидев изображение морской свинки, дети нередко называют ее «киса» по аналогии с другим, знакомым им животным. Такое, по одной детали, осмысления предмета в целом является природной особенностью детского восприятия и носит название «синкретизм».

Опираясь на результаты исследований Н. А. Коротковой особенностей развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, я считаю, что игры-занятия познавательного характера с детьми 2-4 лет целесообразно строить на основе организации практических действий с предметами и игрушками и игровых упражнений с образно-символическими материалами: разного рода картинками, настольно-печатными материалами, кубиками с предметными картинками.

Познавательное развитие осуществляется в процессе различных видов детской деятельности: игровой (сюжетные игры и игры с правилами, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, восприятия художественной литературы, музицирования, - организуемых взрослыми вокруг тем, близких по своему содержанию детям. Оно будет носить целостный характер, базирующийся на целостном восприятии детьми окружающего мира.

При таком подходе к организации совместной деятельности взрослого с детьми хорошо использовать единый игровой сюжет (игра в козлят, зайчиков, прогулка в осенний лес) или внесение и обыгрывание привлекательной игрушки-персонажа (куклы, мишки, игрушки театра бибабо). Кто-либо из персонажей приходит в гости к ребятам и предлагает поиграть вместе с ним. Организация занятий в форме упражнений игрового характера позволяет обеспечить целостность образовательного процесса, наилучшим образом соответствует интересам воспитанников.

Вплетение в сюжетное обрамление игр на развитие интеллектуальной и физической компетенции позволяет поддерживать интерес детей к совместной деятельности с педагогом на протяжении всего периода партнерской деятельности.

Основными приемами, которые можно использовать при организации игр-занятий с детьми младшего дошкольного возраста, могут стать:

Сюрпризные моменты, связанные с внезапным появлением или исчезновением игрушек и предметов.

Использование зрительных (картинки, иллюстрации, книги, предметы и игрушки, слуховых (музыка, речь, шумы, записанные на магнитофонную ленту или СД) и тактильных (предметы и игрушки разной фактуры и текстуры) приемов в сочетании с сопровождением действий ребенка комментариями взрослого или небольшими литературными текстами.

Приход в гости к детям игрушек или персонажей театра кукол бибабо с просьбой помочь им в чем-то.

Побуждение малышей к подражательным действиям («Давайте поскачем, как кузнечики, полетаем, как бабочки» и т. д.).

Образно-выразительное предъявление предметного материала («Ой, что это тут на подносе стоит?» - воспитатель приподнимает один конец салфетки, которой накрыты игрушки, стоящие воспитатель приподнимает один конец салфетки, которой накрыты игрушки, стоящие на подносе; удивляется и опускает салфетку: «Вот это чудеса! Ребята, знаете, кто к вам в гости пришел? К вам в гости зверята пришли. Вот они». Снимает салфетку, демонстрирует игрушечных животных).

Использование загадок, потешек, чтение произведений художественной литературы как привлекательного момента, позволяющего побудить к познавательной или продуктивной деятельности. Например, чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» позволяет обсудить с детьми свойства снега.

Про снежный колобок

Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки - сделал глаза, нашел палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана- кап, кап, кап, кап- вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

Смотрит Алеша на всех, спрашивает:

- Где мой колобок?

А колобок где? Как вы думаете?

Прием «психологического поглаживания», когда воспитатель называет ребенка по имени, делает комплимент в его адрес, чем дополнительно мотивирует к общению и взаимодействию.

Вместе с тем доминирующим приемом, позволяющим организовывать содержательную партнерскую деятельность взрослого с детьми, на наш взгляд, является заинтересованное участие воспитателя в предлагаемой деятельности. Воспитатель привлекает детей не только как демонстратор содержания предлагаемой деятельности, но и как заинтересованный участник, который в ходе совместного действия учитывает желания и умения партнеров, эмоционально откликается на успехи и неудачи детей, принимает во внимание их рассуждения. Профессионально подготовленный взрослый помогает снизить напряжение, тревожность в общении, создать доброжелательный микроклимат в детском коллективе.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Республика Бурятия» Целью данной презентации является эмоциональное восприятие родного края. Республики Бурятия Основной проблемой для создания данной презентации.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей Тема: «Вижу, действую, познаю»
Опубликовано: 6 мая 2013 в 19:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...