Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Воспитываем в детях нравственные качества»

АА
Консультация для воспитателей «Воспитываем в детях нравственные качества»

Воспитываем в детях нравственные качества

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое», и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Прививая детям, чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, воспитатель стремится, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственно-эстетическое воспитание. В ходе его формирования, ребенок приобретает: первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях. Первые, нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми. Способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве, как способе ее отображения. Первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций. Возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, семье.

Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитываем в детях нравственные качества“» размещена в разделах

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм работы перед воспитателем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Особенное значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность дошкольников в небольших группах сверстников, которые создаются воспитателем или возникают сами. Если ребенок не может установить сам отношения с детьми, ему помогает воспитатель. Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, его поступка, разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку. Немаловажную роль в нравственном воспитании занимает игра. Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. В игре позиция каждого ребенка очевидна, он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает

сними в определенные отношения. Игра способствует тесному общению детей, установлению контакта между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Безусловно, активность не у всех детей одинакова, и этого нельзя не учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие. Именно через игру, легче

включить таких ребят в коллективную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе детей. Конечно, при этом требуется большой такт со стороны воспитателя. Он не должен навязывать свою волю, обязан учитывать индивидуальные особенности детей. Замкнутым, пассивным не под силу сразу роль организатора, главного ведущего в игре. Если им приходится выступать в этой роли по настоянию воспитателя, то они, как правило, с ней не справляются и начинают вообще избегать коллективных игр. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. Многие игры включают в себя элементы состязаний. Такие игры позволяют воспитателю формировать у дошкольников справедливое отношение и к проигравшим и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он еще не умеет делать.

В играх формируются нормы поведения, понимание, что хорошо и что плохо, какой товарищ поступил хорошо, какой плохо. Содержание некоторых подвижных игр требует, чтобы играющие, выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача - забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь своему товарищу. Воспитателю необходимо помнить, что в играх дети испытывают острые чувства: радость и огорчение, гордость и благодарность, зависть и обиду. Задача воспитателя постоянно анализировать нравственную сторону отношений между детьми, управлять ими, поддерживать дружбу детей. Воспитателю так же необходимо показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его для нравственного воспитания. Развитие трудолюбия у дошкольников должно быть неразрывно связано с формированием общественных мотивов труда, желания приносить пользу людям. Воспитатель своим примером трудолюбия и занятости создает у детей соответствующее настроение, формирует стремление к труду. Воспитывать правильное отношение к труду - значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы. Непременное условие развития положительного отношения к труду посильность его. Перегрузка вызывает быстрое утомление, потерю интереса к работе, а недостаточная нагрузка, приучает ребенка, трудится без напряжения и делает его неспособным выполнить работу, требующую несколько больших усилий.

Иногда, к сожалению, приходится встречаться с проявлением у дошкольников лености, нежелание трудиться. Лучшее средство от этого постепенное и последовательное вовлечение ребенка в труд. Для полноценного воспитания в детях нравственных качеств необходимо общество сверстников, т. е. воспитание в ребенке чувств коллективизма. В коллективе ребенок приобретает умение дружно

жить, играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.

Воспитатель, формируя у детей коллективизм, поощряет даже самые незначительные стремления к общению друг с другом, заботится о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности. Воспитатель побуждает детей к общению, учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. Коллективизм быстрее формируется там, где детская жизнь насыщена событиями, объединяющими детей в одну семью.

Воспитатель воспитывает в каждом ребенке такие качества личности как организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность, они помогают врастанию в общество сверстников. Необходимо поощрять детскую дружбу, основанную на равенстве, отзывчивости, стремлении выручить товарища, помочь друг другу. Вмешательство воспитателя в отношения детей должно быть деликатным, не ломающим детских влечений, позволять ему активизировать пассивных и сдерживать вожаков.

Одним из показателей нравственного воспитания является культура поведения. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Воспитатель добивается, чтобы вежливость детей основывалась на искренности, доброжелательности, уважения к окружающим. Формирует правильные отношения между мальчиками и девочками.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Семинар-практикум. Определение воспитательных задач патриотического воспитания в динамике по возрастам СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ТЕМА: «Определение воспитательных задач патриотического воспитания в динамике по возрастам». Составила: Старший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитываем в детях нравственные качества»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 13:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД