Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Теоретические основы интеграции» (часть 2)

Марина Шустикова
Консультация для воспитателей «Теоретические основы интеграции» (часть 2)

часть 1

4. Принципы интеграции.

На основе уровней интеграции содержания учебного материала выделены следующие принципы построения интегрированного содержания дошкольного образования.

4.1. Преемственности – требует установления необходимых и достаточных связей между предшествующей подготовкой и вновь получаемым образованием;

4.2. Соответствия – требует, чтобы новое содержание не отрицать старое, но как бы развивало его;

Публикация «Консультация для воспитателей „Теоретические основы интеграции“ (часть 2)» размещена в разделах

4.3. Паритетности и иерархичности – обусловливает суверенное существование каждой части в содержании образования в границах своей компетентности при одновременной взаимозависимости между ними и их относительной «подчиненности» полицентрическому целому;

4.4. Сотрудничества – в данном случае означает сопрягаемость всех составляющих содержания образования;

4.5. Дополнительности – обусловливает возможность усвоения содержания образования как единого органического целого;

4.6. Антиномности – значимость каждого элемента указанного содержания определяется не его объективными характеристиками, а тем местом, какое занимает данный элемент в системе ценностей последнего;

4.7. Региональности – принцип отбора содержания, позволяющий рассматривать явления природы и жизни людей с учетом особенностей края.

5. Интеграция содержания дошкольного образования.

Лернер И. Я., Краевский В. В. рассматривают содержание образования как:

- систему знаний о свойствах, явлениях, закономерностях, законах, понятиях, категориях, которые необходимо строить на принципе концентричности, предполагающем наращивание и расширение этих категорий знаний;

- систему способов познания окружающего мира, которая могла бы представлять собой взаимосвязь и перенос их в различные образовательные сферы;

- эмоционально-ценностное отношение личности к объектам познания, отражающее разнообразную гамму чувств, эмоций, охранительных и сберегательных действий;

- социокультурный творческий опыт, складывающийся на основе способов и чувств, позволяющий ребенку переносить имеющиеся знания и способы в новые виды жизнедеятельности.

Разделы программы в ДОУ, будучи многомерными по своему образовательному значению, могут быть многопланово взаимосвязаны между собой по линии:

1. познавательной деятельности, т. е. система усваиваемых детьми знаний об окружающей действительности содержится во всех без исключениях разделах программы, что требует организации их взаимосвязи с целью получения целостного представления об окружающей действительности.

2. формирования личности ребенка, т. е. каждая программа в целом, каждый раздел в отдельности вносят свой особый вклад, не заменяемый изучением других разделов.

3. практической значимости, т. е. в каждом разделе программы есть практические аспекты, играющие аккумулирующую роль.

Эффективности сближения и тесной связи различных направлений можно достичь разработкой содержания интегрированного знания непосредственно по каждому разделу программы, а также включением знания из дополнительных парциальных программ, используемых в работе с детьми в связи с приоритетным направлением ДОУ.

Интеграция может проходить по следующим направлениям:

развитие речи – расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи;

ознакомление с окружающим миром – систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность;

подготовка к обучению грамоте – развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении;

продуктивная деятельность – реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов;

музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступно ребенку, так как в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); разучивании песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить;

ознакомление с художественной литературой, выступающей по отношению к другим видам искусства своеобразной основой, связанной с песней, оперой и балетом общими сюжетами и образами; большое количество картин создано по мотивам мифов, легенд, сказок и т. д.

изобразительное искусство способствует развитию внимания, наблюдательности, детализации воспринимаемого изображения, движения, умения подмечать передачу признаков объектов художниками, скульпторами, индивидуальные особенности объектов;

драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки;

иностранный язык, наряду с коммуникативной функцией, может осуществлять познавательно-коммуникативную функцию, где отражается не только мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни и т. д.

В последнее время интегрирующую функцию начинает выполнять экологический компонент содержания образования. Уже имеются парциальные программы: «Живая экология» (А. И. Иванова, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (Н. В. Коломина) и др. Поскольку данными программами всех задач экологической подготовки детей не решить, предпринимаются попытки экологизировать содержание каждой предметной и образовательной области.

Рассмотрим некоторые из них.

o Окружающий мир. Понятие «природа» до сих пор до конца не раскрыто. Одни рассматривают окружающую среду и природу как различные понятия, другие – в более широком смысле – не только непосредственно окружающую нас природу, но и далекие космические тела, реальные объекты Вселенной и всю ее в целом.

Окружающий мир – изначально понятие интегративное, рассматриваемое через призму различных наук и включающее разнообразные аспекты взаимодействия и взаимосвязей как отдельного предмета, так и комплекса мировоззренческих, природоохранных, социальных и культурологических основ. Понятие «окружающий мир» выступает как интегратор знаний различного характера: гуманитарных, естественно-научных, общественных наук.

o Музыка. Учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и его состояние самым прямым образом, вызывая изменение кровяного давления, частоту пульса, расслабление или напряжение мышц. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды. Музыкальные произведения о различных образах (природе, героях и т. д.) с яркой эмоциональной окраской побуждают ребенка к сопереживанию, размышлению об услышанном. Многие музыковеды говорят о сходстве словесной и музыкальной речи, которое выражается в интонациях и движениях, в членении этого движения на паузы, фразы, предложения. Интонационная природа музыки, ее живой интерес, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь.

o Литература. Понимание художественного образа в литературе способствует не только использованию в речи детей разнообразных средств выразительности: образных определений, сравнений, метафор, эпитетов, но и формированию умений чувствовать красоту, испытывать радость от восприятия поэтического образа. Произведения литературы могут выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства.

Знакомство с народным фольклором и художественной литературой позволяет детям открыть для себя культуру и традиции как своего, так и других народов.

o Изобразительное искусство. В процессе рассматривания произведений изобразительного искусства дети видят, как по-разному передают признаки объектов художники, скульпторы: картины природы в один и тот же момент года, мех зверей, оперение птиц; как используются различные средства для изображения образа (акварель для прозрачности облаков). Через восприятие произведений художников и скульпторов дети учатся подмечать индивидуальные особенности объектов, распознавать авторское видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску. Использование различных природных материалов в декоративно-прикладном искусстве помогает формировать у воспитанников первоначальную систему ценностных ориентаций, навыки рационального отношения к предметам и объектам в жизни.

o Иностранный язык. Современная отечественная и зарубежная методика обучения иностранному языку рассматривает его как посредника культур. Подразумевается не только овладение языком, но и знакомство с традициями, обычаями, танцами, особенностями быта, труда и т. д.

o Математика. Математика рождалась в древности из попыток человека научиться ориентироваться в естественном мире, была средством его понимания и видения. Аристотель писал: «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного». Именно такое понимание математики может стать духовной точкой опоры для педагога, акцентом его введения в сознание детей самой идеи порядка и определенности, лежащих в основе устройства мира. Занятия математикой позволяют раскрыть фундаментальные идеи, понятия, представления: в мире есть порядок и закономерности, следовательно, его можно изучить, а затем прогнозировать какие-то закономерности в нем.

Таким образом, интеграция содержания образования позволяет формировать более глубокие и широкие знания о тех или иных предметах и явлениях окружающей жизни.

Литература.

1. С. Д. Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. / Методическое пособие.

2. В. С. Безрукова. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике.

3. В. С. Безрукова. Педагогическая интеграция : сущность, состав, механизмы реализации. // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике.

4. К. Ю. Белая. Интеграция кА основной инструмент создания новой модели ДОУ. // Управление ДОУ 2003г. № 4

5. М. Н. Берулова. Интеграция содержания образования.

6. Н. Васюкова, О. Чахонина. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности. // Детский сад от А до Я.

7. И. Д. Зверев. Межпредметные связи как педагогическая проблема. // Советская педагогика 1974г. № 12.

8. В. Г. Иванов. Теория интеграции образования.

9. Т. С. Комарова. Интеграция в эстетическом воспитании детей. // Детский сад от А до Я. 2004г. № 6.

Публикации по теме:

Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями Презентация предначена для педагогов ДОУ. Заголовки слайдов из презентации: Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе.

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Теоретические основы интеграции» (часть 2)
Опубликовано: 2 марта 2014 в 21:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД