Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театральной» деятельности

Екатерина Назарчук
Консультация для воспитателей «Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театральной» деятельности

«Любите ли вы театр. Классический вопрос, на который большинство из нас ответят утвердительно. Понимаете ли вы его значение для ребёнка? Это тоже классика.

Об играх – драматизациях написано множество методической литературы, в группах устраиваются «уголки» для ряжения, выставляются атрибуты для театральной деятельности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театральной“ деятельности» размещена в разделах

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации посредственно – от лица какого-либо персонажа. Это преодолеет робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Можно твёрдо сказать, что занятия по театральной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребёнка. Что же должен сделать педагог, чтобы этот вид деятельности был понятен, близок, интересен для малыша?

– Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способности свободно, раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций).

– Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

– Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, представлена частью занятий по разным видам деятельности, а так же запланирована как специальное занятие или в форме кружковой работы. Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребёнку).

В соответствии со склонностями и интересами детей могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.). В работе студий могут участвовать как воспитатели, так и родители. Такая организация театрализованной деятельности расширяет кругозор общения, позволяет каждому ребёнку найти своё, особое место.

При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

– индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;

– особенности его эмоционально-личностного развития;

– индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

– любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

– возрастные и поло-ролевые особенности.

Учёт возрастных особенностей ребёнка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театрализованной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки – животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы к спектаклям. Оборудование зоны театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :

– просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;

– игры – драматизации;

– подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

– упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный, невербальный);

– отдельные упражнения по этике;

– упражнения в целях социально – эмоционального развития детей.

Театрализованная деятельность, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актёрской активностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Не допустимо давление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В. А. Сухомлинский).

В соответствии перед воспитателем встают две основные задачи :

– понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны;

– помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев использовать проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны что эта песня принадлежит волку, а не козе? Почему вы так думаете?». Или, показывая иллюстрацию с лисой, спрашивает: «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса, заяц и петух? Почему вы так решили?». Отвечая на вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети «вынуждены» вспоминать текст и представлять определённый образ.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание педагог должен уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?»).

После беседы о рассказанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При необходимости можно непринуждённо поправить ребёнка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.

Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

– во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных героев);

– в средней группе обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);

– в старшей группе совершенствовать художественно – образные исполнительские умения;

– в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей подходит ли эта музыка к образу смелого петушка и показать данный образ в движении.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.

Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения. Например, детям предлагают попроситься в теремок так, как просилась Лягушка и Медведь, после чего воспитатель спрашивает кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей.

В следующий раз можно усложнить задание, предложить одному ребёнку разыграть диалог двух персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринуждённо дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, и выражает своё отношение к добру и злу.

Публикации по теме:

Вязаный пальчиковый театрВязаный пальчиковый театр Уважаемые, коллеги, предлагаю Вашему вниманию необходимые атрибуты для театральной деятельности детей. После применения «ша почкового.

Вязаный пальчиковый театр своими рукамиВязаный пальчиковый театр своими руками Уважаемые коллеги, все вы прекрасно знаете,что посредством театрализованной деятельности развиваются творческие способности детей. Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театральной» деятельности
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 10:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД