Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников»

Ирина Федорова
Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей

«Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников»

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

К сожалению, наши дети сегодня лишены многих невосполнимых богатств и сокровищ. Везде человек приложил свою "хозяйственную руку". Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, превратившиеся в болота моря, уничтоженные за ненадобностью животные - вот наше наследство.

И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и упорно будем восстанавливать, залечивать, выращивать добро, искоренять зло, то, может быть, природа вновь поверит нам, улыбнется солнышком, прольется живительными дождями.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Вспоминаются слова В. Г. Белинского: "Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей; но человек, родившись человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком, и ослом, и чем угодно".

Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать все возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка знаниями, впечатлениями.

В этой борьбе за будущее человечества важное место занимают педагоги.

Перед воспитателями ставятся следующие задачи.

1. Приучать ребенка не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

2. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.

3. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.

В работе с детьми дошкольного возраста на первый план всегда ставились познавательные и нравственные цели, а затем уже обучающие. Научить ухаживать за животными несложно. Но большого труда стоит привить истинную любовь к животному, заботливое к нему отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка.

Начиная со второго года жизни детей, через игру и эмоциональное воздействие необходимо вызывать у малышей интерес к познанию окружающего мира, в том числе и природы. Знакомить детей с первыми игрушками, изображающими животных. Использовать различные дидактические игры: "Кто в домике живет?", "А у нас во дворе", "К нам приехал гость"; игры-сюрпризы: "Ты кто?"; игры-забавы: "Солнечный зайчик", "Водичка-водичка".

Кругозор детей расширяют постоянные наблюдения за животными, явлениями природы, за растениями. "Кошка грациозная, движения у нее плавные, шерстка бархатная". Для характеристики природы и животных не бояться употреблять сложные эпитеты. Со временем дети поймут их, научатся восторгаться красотой, будут глубже чувствовать и понимать мир. Все, что связано с живыми объектами, дает быстрый положительный результат как в познавательном, так и в нравственном и эмоциональном смысле.

Весной сажать с детьми цветы, поливать их. Показывать, как гибнет сорванный цветок, а его "сестрички и братишки" поникли и плачут. Реакция детей на такие эпизоды бывает различной. Одни переживают и надолго запоминают случившееся, другие наблюдают, им это еще не понятно. Поэтому самая главная задача - научить ребенка быть защитником, помощником всего живого в природе, воспитывать в нем чувство ответственности: "Я большой, а бабочка маленькая", "Я сильный, а одуванчик слабый", "Я буду добрым!"

В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропинки. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.

• проводить экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы;

• экспериментировать с детьми с природным материалом;

• организовывать самостоятельные игры с природным материалом;

• проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала;

• привлекать детей к уходу за живыми объектами в уголке природы;

• оформлять интерьер групповых комнат и участков с использованием экологически безопасных материалов.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игровые методы экологического воспитания» Игровые методы экологического воспитания Методы эмпатии в физическом развитии детей: 1. Артикуляционная гимнастика («Лошадка», «Грибок»и.

Консультация для родителей «Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания» Период 4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш становится думающим и творческим ребёнком. Именно.

Консультация для воспитателей детского сада «Особенности патриотического воспитания дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад» Консультация для воспитателей детского сада «Особенности.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Профессии и труд
  • Экология
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 14 февраля 2018 в 21:40
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект музыкального тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Цель: Познакомить с лучшими образцами военных песен. Через песню развивать патриотические чувства. Задачи: -Учить вслушиваться и понимать содержание и...
Утренник «Мамин день» старшая группа
Утренник «Мамин день» старшая группа Ведущая 1 : С днем Восьмого марта, С праздником весенним, С первыми цветами в этот светлый час! Дорогие наши, милые,...
Конспект НОД по лепке в средней группе «Игрушечный мишка».
Программное содержание: Учить детей лепить животное из 3-х разных по форме частей, соблюдая пропорции между ними. Закреплять знакомые приемы лепки:...
Мастер-класс «Пасхальные цыплята»
Добрый день, дорогие коллеги! Совсем скоро придёт весна, а вместе с ней и праздник "Пасха". Можно начать готовиться к нему уже сейчас. Предлагаю несложный...
Олимпиада для дошкольников «Знатоки Крыма»
Цель : Расширять и углублять знания о Крымском полуострове, воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к природе. Задачи: Образовательные....