Консультация для воспитателей «Воспитание личности в коллективе»

Елена Рыбалкина
Консультация для воспитателей «Воспитание личности в коллективе»

Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации.

В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами. Поэтому на современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.

Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно – нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований, которые приводят к успеху или неуспеху личности в дальнейшем. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно – потребностная сфера человека, именно в этот период качественно меняется и проявление потребности в признании. Нереализованность на данном этапе может повлиять на формирование неадекватной Я – концепции, как следствие – асоциальной поведенческой направленности. Ошибки и просчеты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребенка. В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребенка, а значит, и развитие общества в целом.

И одна из важнейших задач – полноценное развитие личности ребенка, формирование и развитие адаптивных возможностей детей, подготовка их к дальнейшей социализации - ложится на дошкольное учреждение. Для решения этой сложной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы в работе с детьми.

В ДОУ ведущая деятельность дошкольников – игра, которая под руководством воспитателя, из хаотичной и поверхностной переходит в планомерную и углубленную. Это приводит к адаптации ребенка к собственным внутренним изменениям, связанным с взрослением.

Кроме того, социальное окружение также должно адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Таким образом в основе гармоничного развития личности лежит психолого – педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, сверстников, педагогов, родителей.

Цели, которые стоят перед ДОУ – это

- создание благоприятных условий для личностной самореализации, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая его к требованиям социума;

- создание модели ценностно – ориентированной саморазвивающейся социально – педагогической системы, обеспечивающей разноуровневую, многопрофильную и общекультурную дифференциацию образовательного и воспитательного процессов;

Проводя занятия с детьми, воспитатель должен избегать высказываний с целью воздействия на поведение ребенка: приказаний, распоряжений, угроз. Следует ограничить разъяснения, что и как нужно сделать ребенку.

Воспитатель должен побуждать ребенка к сотрудничеству в проблемных ситуациях. При этом нужно быть помощником ребенку в поисках выхода из проблемных ситуаций.

Педагогам желательно использовать коммуникативные техники: технику эмпатического (активного) слушания, технику использования «Я-высказываний», технику разрешения конфликтных ситуаций.

Позиция воспитателя по отношению к ребенку – это:

-нужно хотеть услышать ребенка;

- нужно желать быть полезным ребенку в обретении уверенности в себе, а не заставлять действовать по вашему желанию;

- нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать и не осуждать их;

- нельзя пытаться сделать все самому за ребенка и нужно искренне верить в его способности;

- нужно воспринимать ребенка как самостоятельную личность;

В процессе формирования личности ребенка вы обязаны сформировать систему отношений его к себе, к другим, к жизни.

К себе - с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом достоинство других. К жизни – с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав и обязанностей.

Коллективная игра – это экран, на котором высвечиваются недостатки и особенности личности ребенка. Роль воспитателя – суметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку справиться с ними.

Следует помнить, что успешное воспитание личности в коллективе – это :

- создание комфортных условий для эмоционального развития каждого ребенка. Понимание и поддержка в активной деятельности и в достижении успеха, во взаимодействии со сверстниками, положительный эмоциональный климат для каждого, кто находится в коллективе.

- сформированность положительных взаимоотношений между детьми, чтобы каждый ребенок знал, что он пользуется уважением и поддержкой детей и взрослых.

- организация совместной деятельности, чтобы у детей возникали ситуации, где один за всех и все за одного, для достижения цели, чтобы дети проявили поддержку и доброжелательность по отношению друг к другу. Детям становится понятна роль правил, их значимость как для достижения высоких результатов, так и для развития положительных взаимоотношений.

При этом важным является выражение согласия или несогласия, умение аргументировать свои предложения, отстаивать свое мнение, убеждать, оставаясь при этом доброжелательным участником общего дела.

- уважение права ребенка на развитие индивидуальности. Признание его значимости для всей группы, стремление стать равноправным членом детского сообщества.

Решающий фактор в создании благоприятного психологического климата в коллективе – эмоциональное состояние взрослых, которые окружают детей, их настроение, их заинтересованность! Следует помнить, что дети намного восприимчивее нас, взрослых. Необходимо исключить всякое давление, принуждение, осуждение! Предоставьте детям высказаться, проявить эмоциональную активность, будьте терпеливы, внимательны и доброжелательны.

Есть замечательное высказывание: «Личность может воспитать только личность». Другими словами, если есть проблемы с детьми, то начинать нужно с себя.

Публикации по теме:

«На успехе взращивается новый успех!»«На успехе взращивается новый успех!» Я занимаюсь воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья и пытаюсь подготовить их к полноценной жизни в обществе. Каждый день.

Игра как средство социальной адаптации дошкольников. Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что детерминирует трудности в их последующей социализации.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание личности в коллективе»
Опубликовано: 9 октября 2013 в 13:08
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...