Консультация для воспитателей «Воспитание у детей этических норм поведения»

Алевтина Кузёмина
Консультация для воспитателей «Воспитание у детей этических норм поведения»

«Умение себя вести украшает и ничего не стоит»

(немецкая пословица)

«Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» так гласит древняя мудрость. «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить» - писал А. С. Макаренко.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранных людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их. Поэтому данное пособие отвечает актуальным запросам времени, т. к. современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку, число их контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается.

Из своей многолетней работы с детьми я знаю, что зачастую теоретические знания детей во многом отличаются от поступков, т. е. хорошо зная и умея обосновать правила поведения, дети зачастую поступают не так, как говорят. Поэтому передо мной встал вопрос, как достичь результатов, чтобы то, о чем мы с детьми говорим на занятии, применялось бы детьми на практике. Я поняла, что эту работу нужно систематизировать. Литературы на данную тему очень много. Поэтому я провела такую большую работу, чтобы собрать воедино все виды деятельности по данному вопросу. Если на занятиях в младшей и средней группах я делаю упор на воспитание культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, культуры речи, дружеские взаимоотношения между детьми. То в старшей и подготовительных группах – наряду с этими темами я коснулась таких тем как «Старость нужно уважать», «Заботимся о малышах», о поведении в общественном транспорте, таких понятиях как честность, скромность, смелость, легко ли быть щедрым. За основу я взяла использовать как можно больше практического материала: игры, игровые упражнения, действия с различными предметами. Для этого перспективный план включает все виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, игры – имитации, игры – драматизации, игры – импровизации. С\ролевые игры являются итоговыми, они направлены на закрепление того, что дети узнали из бесед на занятии, после прочтения худ. литературы, рассматривания иллюстраций. Если дидактические игры в младших группах основаны на внимании к себе, лучшему осознанию самого себя, например такие как «Шкатулка ласковых имен», где дети подбирают своему товарищу ласковые имена, умение преодолеть замкнутость, скованность, такие как «Походки», где дети изображают, как ходит старик, как маленький ребенок, как клоун в цирке, как утенок. То в старших группах дидактические игры направлены на различные эмоциональные состояния ребенка, на умение руководить своим поведением и самостоятельно справляться с нежелательными проявлениями. Например – «Подари сердечко», где дети оценивают поступки героев худ. произведений. «Комплимент», когда ребенок говорит участникам игры: «Мне нравится в тебе…» «Закончи предложение», когда дети продолжают фразу «Я радуюсь, когда…» или «Я обижаюсь, когда…»Чтение худ. литературы направлено на решение определенных проблем, так слушая «Вредные советы Остера, дети должны проявить смекалку, как вывести правило, чтобы из вредного совета сделать полезный. Для того чтобы снять нервное напряжение, дать детям возможность отдохнуть и расслабится, включены этюды и игры, психогимнастика, приветствия. Приветствуя друг друга утром, дети учатся приветствовать и других. Таким образом, всё, что есть в перспективном плане направлено на решение одной проблемы в целом – это воспитание культуры общения и воспитание культуры поведения детей.

Но эта работа невозможна без привлечения родителей. Поэтому я большое внимание уделяю беседам с родителями, консультациям.

Как показывает практика, легче всего правила этикета формируются в дошкольном возрасте, и чем раньше ребенок с ним познакомится, тем естественнее и непосредственнее он их будет выполнять. Данное пособие поможет сформировать у дошкольников привычку выполнять общепринятые правила вежливости, научить детей культуре общения.

Этикет-совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождения с окружающими, форма общения и приветствий, поведение в общественных местах, манера и одежда). Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость - так учили древние. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранных людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста продолжать на протяжении всего детства.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.

Этикет- это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Культура общения - это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

Культурные люди подчиняются дисциплине, т. е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что, следуя принципу: «Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений или крика, потому что унизят этим, прежде всего себя. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия. В этом процессе важно стимулировать рефлексию, что и происходит в процессе игр.

Главное дать детям возможность понимать и уметь высказываться, оценив своё поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.

Необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию- пониманию- оценке- выбору для себя установки.

Дети лучше чувствуют в человеке примеры «внешнего» и «внутреннего» расхождения, чем мы взрослые. Можно иметь платье без пуговиц, неухоженные волосы или ногти, но оставаться культурным человеком с чувством стыда, неловкости за временное состояние своего внешнего вида. А можно жить в чистом, уютном доме, быть абсолютно аккуратным, вежливым, но в то же время циником, варваром, жестоким человеком.

Результатом занятий должно быть не простое перечисление того, что хорошо или плохо, какое поведение считается культурным, поскольку не только из этого складывается позиция воспитанного человека. Пусть дети в игре попробуют все «роли», мы, взрослые, должны помочь им определить позицию к тем или иным проявлениям человеческой жизни, «вырастить» в себе гибкость, терпимость по отношению к разным людям, понять социокультурные нормы. Все оценочные суждения должны быть корректны, но естественны.

Использование музыкального, фольклорного материала позволит сделать занятия более интересными, содержательными и познавательными. В устном народном творчестве заложена народная этика, мудрость, которую мы называем житейской мудростью.

Необходимо, чтобы дети поняли, что этика- это очень древняя наука. Она складывалась веками, поколениями.

Сказки - кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялась доброта, честность, верность и любовь к ближним. Животных наделяли человеческими качествами и говорили: «Хитер как лиса, глуп как баран, труслив как заяц, храбр как лев, могуч как медведь и т. д.» На народных сказках, прибаутках, пословицах, загадках выросло не одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии.

При использовании материала важно, чтобы каждый педагог подошел к нему творчески, учел свои, свойственные только ему профессиональные навыки и умения в общении с детьми.

Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение не всегда на высоте, над многим предстоит работать.

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья, дается нам не дешево.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Вежливые слова» Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Приходите в детский сад с улыбкой, тогда ваше хорошее настроение обязательно передастся ребенку.

Педагогическое эссе «Давайте любить детей!» Родом из детства. Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость. Все мы родом из детства, в глубине души мы еще дети.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание у детей этических норм поведения»
Опубликовано: 27 января 2014 в 20:00
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...