Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников»

Герасимова Татьяна
Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников»

Герасимова Т. А.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»

«Благодаря восприятию прекрасного

в природе и искусстве

человек открывает прекрасное в самом себе.»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое образование дошкольников“» размещена в разделах

Период дошкольного детства — начальный этап становления человеческой личности. Именно в дошкольный период закладывается основы личностной культуры. Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое воспитание старших дошкольников представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе как к части природы, к объектам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Под экологическим образованием предусмотрено становление эко-сознания, эко-воспитанности и эко-знаний воспитанников. Здесь же не надо забывать, что эко-знания затрагивают детские представления о взаимодействии всех объектов в мире природы.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Проблема экологического воспитания дошкольника одна из глобальных проблем, существующих в современной педагогике.

Выдающиеся педагоги придавали и придают большое значение природе как средству воспитания детей : К. Д. Ушинский предлагал «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. И. Д. Зверев рассматривает экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». С. Н. Николаева : «формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности».

Г. А. Ягодин подчёркивал, что «экологическое воспитание — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей», т. е имеет мировоззренческий характер и направленность.

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

Наиболее важная задача, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой- формирование у детей элементарной системы знаний о природе, ее объектах и явлениях, их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу. Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах.

С чего же начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников?

В ДОУ разрабатывают и проводят специализированные мероприятия. На них дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за растениями. Особенностью проведения занятий с эко направленностью в ДОУ является их целенаправленность и систематичности.

Компоненты экологического воспитания детей :

• Ценностно-мотивационный. Здесь речь идет о понимании детьми всей ценности природы. Немаловажен мотив для проявления интереса и получения знаний о проблеме экологии в мире.

• К когнитивному компоненту относим наличие представлений и знаний, осознанных и достоверных по рассматриваемой проблеме.

• В эмоционально-чувственном компоненте проявляются чувства ответственности. Дети хотят проявлять заботу о природе. Тут же важно проявление позитивных эмоций к окружающему.

• Практико-деятельностный компонент характеризуется наличием практических умений в заботе о природе

Экологическая грамотность детей должна состоять в понимании следующих принципов:

• Человек- часть вселенной;

• Человек и природа взаимосвязаны;

• Человек не может жить и существовать без природы;

• Природа также зависит от того, как человек за ней ухаживает, важно научиться сохранять природу.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребёнку учиться ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.

Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе. Ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Экологическое воспитание дошкольников требует наличия в группе необходимого образовательного материала. Разнообразие растений в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости и заботы о них, а так же это даёт возможность проводить различные опыты и наблюдения.

Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше. Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Рассмотрим небольшую статистику по методам экологического воспитания старших дошкольников.

• Занятия и беседы составляют 33,9%. (чтение художественной литературы,художественно-эстетическое развитие и др.)

• Игры 9,7%. (словесные, дидактические, предметные, подвижные, экологические, настольно-печатные и др.)

• Опыты и эксперименты 4,8%.

• Наблюдения в природе 14,5% (в природном уголке дети любят наблюдать за ростом растений, важно проводить наблюдения во время прогулок, обращать внимание детей на то, что природа изменяется). («Лаборатория природы», «Экологическая тропа», «Природный уголок»)

Экологические выставки 1,6%

• Досуговые занятия 10,8%

• Экскурсии и прогулки используют в 22,6% случаях (Экскурсии в лес, на природу также способствуют экологизации дошкольников. В лесу можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птицы, это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь. Кроме того лесная прогулка может научить правилам безопасного поведения в природе. Дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм изготавливая и развешивая кормушки для них на территории детского сада).

Консультационная работа с родителями — 2,2%.

Каждый из методов экологического воспитания дошкольников имеет свои особенности и преимущества. Если рассмотреть статистические данные, то можно отметить, что беседам во время экологических занятий в ДОУ и экскурсиям отводят первое место. Действительно, разговоры с детьми об экологии и непосредственное общение с миром природы во время прогулок более доступно детскому восприятию. У дошкольников развивается экологическое мышление, и это помогает им понять, осознать и принять необходимость любить и беречь природу, заботиться о животных. Научится ли каждый дошкольник экологически мыслить, прочувствует ли он окружающий мир природы — все это будет зависеть от умения воспитателя донести экологические знания до детского сознания.

Литература:

• Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М. : Новая школа. 1995.

• Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : 2005.

• Михайлова З. А., Полякова М. Н., и др. ОО Познание». ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2012.

• Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

• Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.

• Тугушева. Г. П, Чистякова. А. Е: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.

• Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»- Воронеж. ТЦ- Учитель. 2004г.

Публикации по теме:

Экологическое образование посредством организации взаимодействия с семьями воспитанников «Экологическое образование через организацию взаимодействия с семьями воспитанников» Ярлыкова Любовь Юрьевна воспитатель вышей квалификационной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ» Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №46».

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Тема: «Экологическое воспитание дошкольников».В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников во взаимодействии с родителями» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Выступление на КМО воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Подготовила: воспитатель Майорова Э. Г. В последнее время резко возрос.

Консультация «Экологическое образование» Экологическое образование – одна из актуальных проблем современности. Она обусловлена объективной причиной: надвигающейся на человечество.

Экологическое образование и физическая культура в дошкольном возрасте В последние годы остро встал вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную.

Экологическое образование в дошкольной педагогике Пронина И. А., Рагузова А. Н. Экологическое образование в дошкольной педагогике Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая.

Экологическое воспитание и образование дошкольников Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не просто дар «модному» направлению в педагогике, а воспитание в детях способности.

Педагогический совет «Экологическое образование в детском саду» Доклад На педагогическом совете По теме «Экологическое воспитание в детском саду» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников»
Опубликовано: 28 апреля 2019 в 17:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД