Экологическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы. Консультация для воспитателей

Лидия Новоселова
Экологическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы. Консультация для воспитателей

В художественной литературе о природе сочиняются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней: с другой – обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их; в процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимая связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

Общие принципы отбора произведений, традиционно сложившиеся в дошкольной педагогике, следующие.

• Доступность произведений детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу. Важно побеседовать о прочитанном, чтобы помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий. Еще К. Д. Ушинский говорил о том, что произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понятно им.

• Реалистичность. В данном случае важны не сказки или басни о животных, где они действуют как люди (пекут блины, читают газеты, играют на музыкальных инструментах, а стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр.

• Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.

Не нужно читать дошкольникам, особенно младшим, объемные книги с подробными описаниями природы. Малышам 3-4 лет будут более интересны небольшие стихи, загадки, потешки, описательные загадки, короткие сказки и истории. Дети 5-6 лет с увлечением отгадывают сложные метафорические загадки, запоминают пословицы и поговорки, слушают большие рассказы. Можно прерывать чтение вопросами, краткими уточнениями или, ставя каждый раз «логическую точку», читать книгу в течение нескольких дней.

В любом случае главное – умение взрослого преподнести ребенку произведение: выразительность исполнения, выбор темпа, длительность пауз. Монотонное и невыразительное чтение в данном случае абсолютно невозможно. Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе. Так, во время прогулок во дворе можно прочитать стихи о погодных явлениях (солнце, дожде, снеге, в зоопарке – стихи и загадки о зверях, на даче и в лесу – о растениях, грибах, насекомых и птицах.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Ролево-игровой мини-проект для 1 младшей группы «Листопад» Вид проекта: ролево-игровой мини-проект. Участники: воспитатель и дети. Цель: формировать элементарные представления о времени года-осень.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы. Консультация для воспитателей
Опубликовано: 11 октября 2013 в 17:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Готовность к обучению математике детей с общим недоразвитием речи
У детей с ОНР наблюдаются значительные трудности формирования математических представлений, которые могут быть обусловлены не только недоразвитием речи, но и...
Выпускной 2017 Надоело быть маленькими
Входят 4 девочки, поют 1 куплет и припев песни «До свидания детский сад» ( а-капелла. Входят остальные дети и воспитатели. Флешмоб + Реп НАДОЕЛО БЫТЬ...
Проект практического мероприятия с детьми 4–5 лет По ОБЖ Тема: «О правилах важных —...
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Проект практического мероприятия с детьми 4-5 лет...
Логоритмические игры
Дятел Тук, тук, тук – Дятел сел на сук – Червячка достал - Своим деткам дал сделать из пальчиков клювик и постучать им по ладошке 3 раза постучать по...
Фотозариосвка. Краеведение. «Открытие интересных мест псковщины. Новоржев.»
Краеведение. "Открытие интересных мест псковщины. Новоржев. " Нередко, путешествуя по родному краю, открываешь для себя новые интересные места. Так...