Федеральные государственные требования к созданию предметно — развивающей среды

Людмила Шаврина
Федеральные государственные требования к созданию предметно — развивающей среды

Федеральные государственные требования к созданию предметно – развивающей среды

«Предметно – развивающая среда» - система материальных объектов и средств деятельности ребёнка.

Основными функциями федеральных государственных требований к созданию предметно- развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:

• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.

• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.

При создании предметно – развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

• полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

При создании предметно- развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности, речевая а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

В Федеральных государственных требованиях материалы классифицируются по типам. Принципом разделения на типы является структура и развивающее значение каждого вида деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, а также материалов и оборудование, которые обеспечивают двигательную активность ребенка).

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметно- развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его ис-пользования.

При создании предметно- развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Систематически проводить анализ состояния предметно- развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.)

При проектировании предметно – развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

• провоцируют ребенка на агрессивные действия;

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным, роли которые исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Наполняемость предметно – развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметно – развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям, так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Предметно – развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.

С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть разделено на 3 части:

• зону для спокойной деятельности;

• зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.);

• рабочую зону.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

Предметно – развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать видовое разнообразие учреждений (групп) дошкольного образования, наличие приоритетных направлений деятельности.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Деревья и листья
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Федеральные государственные требования к созданию предметно — развивающей среды
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 10:21
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о совместном творчестве детей и родителей ко Дню работника сельского...
Фотоотчет о совместном творчестве детей и родителей ко Дню работника сельского хозяйства. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Осень - чудесная пора,...
Мастер-класс «Снеговик и Снеговичка из бросового и природного материала»
Мастер-класс "Снеговик и Снеговичка из бросового и природного материала" Необходимые материалы и инструменты: • пластмассовые бутылочки из-под...
Мастер класс по декору. «Новогодние часы».
Здравствуйте, друзья. Новый год - праздник волшебства. Мы в группе открыли мастерскую Деда мороза, где и происходят те самые превращения. Жили были в...
Проект «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» в старшей группе компенсирующей...
Проект старшей группы компенсирующей направленности "Молодец в кафтане, девушка в сарафане". 1. Проект на тему: «Молодец в кафтане,...
Мастер-класс «Новогодняя елочная игрушка — «Собачка», аппликация из ниток и бросового...
Символ 2018 года – Собачка. Пришла я править в Новый год! Избавлю Вас от всех хлопот. Буду хвостиком вилять И во всем Вам помогать! Счастья,...