Получи документы

Консультация для педагогов «Игровые технологии в развитии математических представлений детей младшего дошкольного возраста»

Маргарита Наволоцкая
Консультация для педагогов «Игровые технологии в развитии математических представлений детей младшего дошкольного возраста»

Способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга и детской психологии показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста.

Публикация «Консультация для педагогов „Игровые технологии в развитии математических представлений детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Нейроны, лишенные стимулирующей «учебной» среды, становятся, образно говоря, пустыми мешками, и, в конечном счете, атрофируются.

Лишая ребенка, в силу незнания и традиций своевременного и полноценного развития в раннем дошкольном возрасте, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития в будущем, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат.

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы взрослых дадут самые богатые плоды. Главный наш помощник в раннем развитии ребенка, конечно же, игра.

"Учитесь мыслить, играя" - говорил известный психолог Евгений Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников. Известными учёными (Выготский П. С., Давыдов В. В, Пиаже Ж., Запорожец А. В.) установлено, что существенное место в общем развитии ребёнка занимает овладение логическими операциями. Так, Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления. Уникальны по своим возможностям логические блоки Золтана Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера, а также игровые технологии, основанные на использовании игр и упражнений с этими материалами.

В настоящее время на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания и обучения пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком – «штучном» – отношении к ребенку и его развитию. Насущной становится проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми. Поэтому в педагогической практике современного детского сада блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма обязательно должны занять достойное место.

Целью моей работы по данной теме является создание условий для развития математического мышления детей с помощью развивающих игровых технологий. Для выполнения этой цели мной были поставлены следующие задачи:

1. Вызвать у детей интерес к развивающим играм, желание действовать с дидактическим материалом.

2. Способствовать формированию сенсорных эталонов, умению сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.

3. Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, творческих способностей детей. 4. Воспитывать у детей самостоятельность, настойчивость в достижении цели.

В случае выполнения поставленных задач можно предположить определенные результаты :

1. Овладение ребенком способами действий, необходимыми для возникновения элементарных математических представлений.

2. Развитие у детей способностей к моделированию и конструированию.

3. Формирование познавательных интересов, умения использовать занимательный игровой материал, как в образовательной деятельности, так и в играх самостоятельного характера.

Для результативного проведения работы по данной теме было определено несколько этапов :

1. Создание развивающей среды в группе (приобретение авторских развивающих игр, изготовление игровых пособий, оформление уголка математического развития).

2. Составление перспективного плана.

3. Использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни.

4. Привлечение родителей к процессу обучения, использованию игр или их плоскостного варианта в домашних условиях;

5. Ознакомление родителей и педагогов ДОУ с результатами работы по данной теме.

Работу по теме я начала с первой младшей группы. В первую очередь предоставила детям возможность познакомиться с дидактическим материалом, рассмотреть его. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. Далее предложила детям простые игры и упражнения, например: «найди все фигуры, как эта по цвету (по размеру, форме)». В помощь к блокам были приобретены игровые альбомы «Маленькие логики», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Давайте вместе поиграем». Накладывая цветные блоки на изображения в альбоме, малыши были в восторге от того, как плоскостные изображения превращаются в объемные. В последующем малыши стали выкладывать изображение по образцу, что было труднее, но также интересно. Затем дети учились выявлять свойства фигур, сравнивать и группировать их по одному или двум признакам.

Игры с палочками Кюизенера, как и блоки Дьенеша, заняли прочное место в развивающей среде нашей группы. Уже в первой младшей группе дети выкладывали из палочек простейшие изображения: стул, стол, домик, цветок; учились сравнивать палочки по длине, по высоте, количеству. Заинтересовали малышей сюжеты: «строим мостики через речку», «строим заборчик вокруг дома», «укладываем конфеты в коробки». Учились выкладывать из палочек геометрические фигуры, а в дальнейшем – ориентироваться на листе бумаги. В повседневной деятельности предлагала детям игровые альбомы : «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком», «Вместе весело играть». Постепенно, на основе сравнения длины палочек Кюизенера, начали первоначальное знакомство с числом. Таким образом, к выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети придут на базе практической деятельности, а именно такое представление о числе и является наиболее полноценным.

Кроме игр и упражнений с логическими блоками и палочками Кюизенера использую в работе с малышами технологию развивающих игр Б. П. Никитина, а именно такие игры, как «Сложи квадрат», «Сложи узор», а также альбом заданий «Чудо - кубики». В течение учебного года проводила игровые занятия кружка «Развивайка», которые детям очень нравились.

В результате освоения практических действий дети познавали свойства и отношения объектов, величины и их характерные особенности, пространственные отношения, многообразие геометрических форм.

К настоящему времени большинство детей называют основные цвета, а также голубой, розовый, фиолетовый, бордовый и т. д. ; знают геометрические фигуры. по карточкам с символами свойств могут отыскать нужный логический блок. Дети научились выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.

Таким образом, логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета, дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит»

Заинтересованные родители смогут играть в развивающие игры и дома, получив в ДОУ информацию о том, где приобрести такие игры, как в них играть с ребёнком.

Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста Введение Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к хоровому пению у детей старшего дошкольного возраста Самый естественный и простой путь подготовки к восприятию музыки и создания положительного отношения к ней – это игровой момент при построении.

Игровые технологии в социально-личностном развитии дошкольников "Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела". Л. Н. Толстой. В настоящее время педагогические коллективы.

Игровые здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физической активности детей дошкольного возраста Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив его ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает,.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста»Сейчас уже ни у кого не вызывает.

НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомим Мишку с рыбкой» для детей младшего дошкольного в-та Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номинация: педагогические идеи и технологии: дошкольное образование.

Пальчиковые игры и приемы самомассажа в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Консультация для педагогов Стишки Пальчиковые игры, приемы самомассажа Утро раннее настало, Солнце из-за леса встало. - Эй, братец Федя, Буди соседей! - Вставай,.

Педагогический проект «Игровые технологии для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Цель проекта: Выявление игровых технологий, позволяющих развивать связную речь детей. Задачи проекта: 1. Развивать речь детей через разнообразные.

Система использования развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста. Математическое развитие ребёнка – одна из основных задач в общей системе дошкольного образования. Математика способствует развитию умственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Игровые технологии в развитии математических представлений детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 августа 2015 в 05:51
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД